

Механики XXI веку. № 15 2016 г.
416
несколько последовательных узких слоев, чем достигается уменьшение пути осаждения частиц, что
значительно улучшает условия центробежной очистки [2, 3, 4]. Роторы этого типа имеют несколько
конструктивных разновидностей. Первая – ротор с параллельными камерами, когда весь поток жид-
кости, поступающей в ротор, разделяется по отдельным камерам, пройдя по которым снова собирает-
ся в один поток, выходящий из ротора (рис. 1
а
). Вторая – ротор с последовательными камерами, ко-
гда весь поток жидкости, входящей в ротор, движется последовательно из одной камеры в другую по
зигзагообразной траектории (рис. 1
б
). Роторы с пакетом конических тарелок по организации потока
жидкости также относятся к многокамерным.
Основой технического предложения турбокомпрессора-центрифуги являются схемы уст-
ройств для очистки масла гидросистем [5, 6], которые предложено использовать для оснащения стен-
дового оборудования. Пневматический привод и многокамерные роторы в указанных устройствах
позволяют улучшить качественные показатели процесса очистки гидравлических масел.
Схема технического решения агрегата с функциями турбокомпрессора и центрифуги пред-
ставлена на рис. 2.
а)
б)
Рис. 1. Многокамерные роторы:
а – ротор с параллельными камерами; б – ротор с последовательными камерами
3
15
13
6
7
11
12
2
1
10
4
5
8
14
10
8
14
9
Рис. 2. Турбокомпрессор-центрифуга:
1 – вал; 2 – турбинное колесо; 3 – корпус турбины; 4 – двустороннее насосное колесо;
5 – корпус насосного колеса; 6 – центрифуга; 7 – корпус центрифуга; 8 – диск;
9 – концентрические кольца; 10 – подшипниковые втулки; 11 – средний корпус;
12 – центральный канал; 13 – регулятор; 14, 15 – каналы подвода и отвода масла
Агрегат функционирует следующим образом. При работе двигателя поток отработавших га-
зов поступает в корпус турбины 3 и направляются на турбинное колесо 2, заставляя его вращаться
вместе с валом 1 и закреплённых на нём двусторонним насосным колесом 4 и центрифугой 6. При
вращении двустороннее насосное колесо 4 подаёт воздух из атмосферы в цилиндры двигателя. Для
смазки вала 1 и сопрягаемых с ним подшипниковых втулок 10 по каналам 14 из системы смазки дви-
гателя под давлением подаётся поток моторного масла, который, проходя через зазоры, отводится в
центральный канал 12 вала 1 и далее попадает во внутреннее пространство центрифуги 6, проходит
через зигзагообразные каналы, образуемые дисками 8 и концентрическими кольцами 9. При прохож-