

Механики XXI веку. № 15 2016 г.
418
УДК 69.002.51
Конструктивные особенности однокамерных и двухкамерных
роторов масляных центрифуг
Плеханов Н.Г.
1а
, Батцэрэн Л.
2b
, Лханаг Д.
2b
, Плеханов Г.Н.
1а
1
Братский государственный университет, Макаренко 40, Братск, Россия
2
Монгольский государственный университет науки и технологии, Монголия
а
plekhanov512@yandex.ru ,b
dlkhanag@yahoo.comКлючевые слова:
гидравлическое масло; гидропривод; активный привод; устройство для
центрифугирования гидравлических масел; масляная центрифуга; гидросистема; загрязнённость ра-
бочей жидкости; очистка рабочей жидкости; механические примеси
Рассматриваются некоторые типы роторов масляных центрифуг для очистки масел от механиче-
ских примесей. Приводятся обобщенные схемы роторов центробежных устройств, оснащенных гидрореак-
тивным приводом, гидрореактивно-активным и активным приводом ротора (пневматическим, механическим
и др.). Формулируются основные критерии оценки технического совершенства роторов центрифуг: уменьше-
ние пути осаждения загрязняющих частиц; увеличение времени нахождения частиц в области эффективного
действия центробежных сил; эффективное раскручивание потока; сохранение энергии вращательного дви-
жения ротора путем возврата кинетической энергии отводимого потока; предотвращение завихрения пото-
ка очищаемой жидкости; снижение вероятности выноса осажденных частиц загрязнений; сохранение или
незначительное изменение эксплуатационных свойств центрифуги при накоплении загрязнений; снижение
трудоемкости удаления загрязнений; снижение нагрузки на опорные подшипники; снижение потерь на трение
в подшипниках и воздушного сопротивления ротора.
Среди отличительных особенностей масляных центрифуг можно выделить такие, как тип
привода [1], конструктивные особенности ротора, фактор разделения, назначение и др. Обобщение
конструктивных особенностей роторов масляных центрифуг (вне зависимости от их назначения и
других факторов) позволяет упорядочить схемы роторов, целенаправленно определять необходимые
технические решения, степень их совершенства и формулировать необходимые рекомендации в зави-
симости от поставленных целей.
В группе однокамерных роторов, представленной наибольшим количеством известных цен-
трифуг и предназначенных большей частью для очистки моторных масел, можно выделить однока-
мерные роторы масляных центрифуг с гидрореактивным приводом (рис. 1), роторы с гидроактивно-
реактивным и активным приводом (рис. 2), а также роторы центрифуг с активным приводом (рис. 3).
Поток масла, подаваемый в однокамерные роторы масляных центрифуг с гидрореактивным
приводом (рис. 1), в большинстве случаев разделяется на два, один из которых поступает в ротор,
подвергается очистке и через отводящие каналы направляется в систему, а второй поступает через
сопловые отверстия форсунок, после чего сливается. Для упорядочения потоков масла над форсунка-
ми и во внутреннем пространстве ротора могут быть установлены отражающие элементы в виде сет-
чатых перегородок 3 (рис. 1
а
) или вставки 4 (рис. 1
б
)
.
Некоторые роторы оборудованы маслозабор-
ными трубками, которые обеспечивают раскручивание потока масла, поступающего в ротор, и на-
правляют к форсункам уже очищенный поток масла (рис. 1
в, г
).
В однокамерных роторах масляных центрифуг с гидроактивно-реактивным приводом (рис. 2
а, б
) очищается весь поток масла проходящий через ротор. Вращение ротора обеспечивается за счет
энергии потока масла, создающего активный момент на входе потока в ротор и реактивный момент
на выходе потока через тангенциальные каналы.
Указанные роторы могут быть снабжены конструктивными элементами, обеспечивающими
упорядочивание потока масла и его закручивание, например, с помощью сетчатой перегородки (рис.
2
б
) [3].
Однокамерные роторы масляных центрифуг с активным приводом (механическим, электриче-
ским, пневматическим и др.) чаще применяются на стендовом оборудовании для восстановления ка-
чественных показателей гидравлических масел (рис. 3). Расположение привода в нижней части цен-
трифуги определяет местоположение каналов подвода и отвода масла преимущественно в верхней
части оси ротора. Для организации потока масла в роторе центрифуг с активным приводом исполь-