Previous Page  418 / 457 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 418 / 457 Next Page
Page Background

Механики XXI веку. № 15 2016 г.

418

УДК 69.002.51

Конструктивные особенности однокамерных и двухкамерных

роторов масляных центрифуг

Плеханов Н.Г.

, Батцэрэн Л.

2b

, Лханаг Д.

2b

, Плеханов Г.Н.

1

Братский государственный университет, Макаренко 40, Братск, Россия

2

Монгольский государственный университет науки и технологии, Монголия

а

plekhanov512@yandex.ru ,

b

dlkhanag@yahoo.com

Ключевые слова:

гидравлическое масло; гидропривод; активный привод; устройство для

центрифугирования гидравлических масел; масляная центрифуга; гидросистема; загрязнённость ра-

бочей жидкости; очистка рабочей жидкости; механические примеси

Рассматриваются некоторые типы роторов масляных центрифуг для очистки масел от механиче-

ских примесей. Приводятся обобщенные схемы роторов центробежных устройств, оснащенных гидрореак-

тивным приводом, гидрореактивно-активным и активным приводом ротора (пневматическим, механическим

и др.). Формулируются основные критерии оценки технического совершенства роторов центрифуг: уменьше-

ние пути осаждения загрязняющих частиц; увеличение времени нахождения частиц в области эффективного

действия центробежных сил; эффективное раскручивание потока; сохранение энергии вращательного дви-

жения ротора путем возврата кинетической энергии отводимого потока; предотвращение завихрения пото-

ка очищаемой жидкости; снижение вероятности выноса осажденных частиц загрязнений; сохранение или

незначительное изменение эксплуатационных свойств центрифуги при накоплении загрязнений; снижение

трудоемкости удаления загрязнений; снижение нагрузки на опорные подшипники; снижение потерь на трение

в подшипниках и воздушного сопротивления ротора.

Среди отличительных особенностей масляных центрифуг можно выделить такие, как тип

привода [1], конструктивные особенности ротора, фактор разделения, назначение и др. Обобщение

конструктивных особенностей роторов масляных центрифуг (вне зависимости от их назначения и

других факторов) позволяет упорядочить схемы роторов, целенаправленно определять необходимые

технические решения, степень их совершенства и формулировать необходимые рекомендации в зави-

симости от поставленных целей.

В группе однокамерных роторов, представленной наибольшим количеством известных цен-

трифуг и предназначенных большей частью для очистки моторных масел, можно выделить однока-

мерные роторы масляных центрифуг с гидрореактивным приводом (рис. 1), роторы с гидроактивно-

реактивным и активным приводом (рис. 2), а также роторы центрифуг с активным приводом (рис. 3).

Поток масла, подаваемый в однокамерные роторы масляных центрифуг с гидрореактивным

приводом (рис. 1), в большинстве случаев разделяется на два, один из которых поступает в ротор,

подвергается очистке и через отводящие каналы направляется в систему, а второй поступает через

сопловые отверстия форсунок, после чего сливается. Для упорядочения потоков масла над форсунка-

ми и во внутреннем пространстве ротора могут быть установлены отражающие элементы в виде сет-

чатых перегородок 3 (рис. 1

а

) или вставки 4 (рис. 1

б

)

.

Некоторые роторы оборудованы маслозабор-

ными трубками, которые обеспечивают раскручивание потока масла, поступающего в ротор, и на-

правляют к форсункам уже очищенный поток масла (рис. 1

в, г

).

В однокамерных роторах масляных центрифуг с гидроактивно-реактивным приводом (рис. 2

а, б

) очищается весь поток масла проходящий через ротор. Вращение ротора обеспечивается за счет

энергии потока масла, создающего активный момент на входе потока в ротор и реактивный момент

на выходе потока через тангенциальные каналы.

Указанные роторы могут быть снабжены конструктивными элементами, обеспечивающими

упорядочивание потока масла и его закручивание, например, с помощью сетчатой перегородки (рис.

2

б

) [3].

Однокамерные роторы масляных центрифуг с активным приводом (механическим, электриче-

ским, пневматическим и др.) чаще применяются на стендовом оборудовании для восстановления ка-

чественных показателей гидравлических масел (рис. 3). Расположение привода в нижней части цен-

трифуги определяет местоположение каналов подвода и отвода масла преимущественно в верхней

части оси ротора. Для организации потока масла в роторе центрифуг с активным приводом исполь-