

Механики XXI веку. № 15 2016 г.
422
УДК 69.002.51
Основные типы многокамерных роторов масляных центрифуг
Плеханов Н.Г.
1а
, Батцэрэн Л.
2b
, Лханаг Д.
2b
, Плеханов Г.Н.
1а
1
Братский государственный университет, Макаренко 40, Братск, Россия
2
Монгольский государственный университет науки и технологии, Монголия
а
plekhanov512@yandex.ru ,b
dlkhanag@yahoo.comКлючевые слова:
гидравлическое масло; гидропривод; активный привод; гидродинамический
привод; пневматический привод; устройство для центрифугирования гидравлических масел; масля-
ная центрифуга; гидросистема; загрязнённость рабочей жидкости; очистка рабочей жидкости; меха-
нические примеси.
Авторами статьи предлагается разделить существующие и запатентованные схемы роторов на
шесть групп: однокамерные, двухкамерные, многокамерные, комбинированные, роторы открытого типа и
группа роторов, имеющих дополнительные функции. Однокамерные и двухкамерные роторы центрифуг широ-
ко распространены и предназначены в основном для очистки моторных масел.
Для создания эффективных
масляных центрифуг для очистки гидравлических масел предлагается использовать многокамерные роторы. В
многокамерных роторах внутреннее пространство разделено на несколько сообщающихся полостей. Это по-
зволяет уменьшить путь осаждения частиц загрязнений, эффективно раскручивать поток жидкости и уве-
личить время нахождения частиц в области эффективного действия центробежных сил, а, следовательно,
повысить качество очистки жидкости. Рассматриваются основные типы многокамерных роторов масляных
центрифуг для очистки масел от механических примесей, оснащенных гидрореактивным приводом, гидроре-
активно-активным и активным приводом ротора (пневматическим, механическим и др.).
Масляные центрифуги, относящиеся к средствам восстановления чистоты масел методом воз-
действия центробежного силового поля, могут быть разделены по назначению на два вида – масля-
ные центрифуги для очистки моторных масел и центрифуги для очистки гидравлических масел. Ос-
новными причинами разделения, в данном случае, являются отличия в условиях эксплуатации цен-
трифуг, характеристиках вязкости моторных и гидравлических масел, составе и количестве загрязне-
ний, требованиях к качеству очистки и др. Указанные факторы являются определяющими по отно-
шению к основным техническим характеристикам и конструкции масляных центрифуг [1].
Чтобы целенаправленно оптимизировать конструкции роторов центрифуг для очистки именно
гидравлических масел необходимо проанализировать и систематизировать существующие техниче-
ские решения. За основу разделения роторов всех типов масляных центрифуг на определенные груп-
пы принят признак организации потока жидкости, проходящей через ротор [2, 3]. Авторами статьи
предлагается разделить известные существующие и запатентованные схемы роторов на шесть групп:
однокамерные, двухкамерные, многокамерные, комбинированные, роторы открытого типа и группа
роторов, имеющих дополнительные функции. Однокамерные и двухкамерные роторы центрифуг ши-
роко распространены и предназначены в основном для очистки моторных масел. В данной статье
рассматриваются основные типы многокамерных, комбинированных роторов, а также роторов от-
крытого типа и центрифуг с дополнительными функциями, которые позволяют значительно повы-
сить эффективность центробежной очистки гидравлических масел.
Уменьшение пути осаждения частиц загрязнений, а, следовательно, повышение эффективно-
сти центрифугирования жидкости может быть достигнуто путем разделения внутреннего пространст-
ва ротора на несколько сообщающихся полостей. Известны несколько конструктивных разновидно-
стей роторов с многократно разделенным внутренним пространством [2, 3, 4]. В многокамерном ро-
торе с параллельными камерами (рис. 1 а) поток жидкости, поступающий в ротор, разделяется по от-
дельным камерам, пройдя по которым снова объединяется в один поток на выходе. В многокамерном
роторе с последовательными камерами (рис. 1 б), весь поток жидкости, входящий в ротор, движется
последовательно из одной камеры в другую по зигзагообразной траектории. На рис. 1 в представлен
ротор со спиральной камерой, в котором путь, проходимый потоком жидкости в области действия
центробежного поля, значительно увеличивается. Нашли широкое применение роторы с пакетом ко-
нических тарелок (рис. 1 г), которые наиболее эффективно применяются для очистки топлив, а в ред-
ких случаях для очистки масел (установка ПСМ-3000).