

Механики XXI веку. № 15 2016 г.
414
3), что приведет к вытеснению масла в выходной канал 4 корпуса 2 и, соответственно, к всасыванию
масла через канал подвода масла 3, т. к. эти каналы при работе насоса сообщаются через винтовой
(рис. 1) или прямой паз 5 (рис. 2). Кроме сил трения слоев масла, возникающих в процессе вращения
ротора, на жидкость также оказывают динамическое воздействие поверхность ротора со спиралевид-
ным профилем сечения.
Процесс перекачивания масла имеет циклический и неравномерный характер (рис. 3). Если
канал подвода масла 3 при повороте ротора 1 находится напротив выходного канала 4 корпуса 2, то
перекачивание масла не происходит, т.к. давление в них практически одинаковое (рис. 3. б). Далее,
по мере возрастания разности давлений, возрастает и объем перекачиваемого масла. Подобным же
образом происходит дополнительное вытеснение смазывающей жидкости через отверстие из под-
шипника скольжения, если прекратить ее подачу. При вращении ротора 1 с винтовым пазом 5 (рис.
1) уменьшение глубины паза сочетается с уменьшением его ширины, что способствует более дейст-
венному вытеснению масла при большей частоте вращения ротора. В целом эффективность вытесне-
ния масла будет в решающей степени зависеть от частоты вращения ротора, геометрических пропор-
ций элементов конструкции насоса и вязкости масла.
б)
а)
в)
Q
P
P
а)
0
Р
р
Р
р
P
P
Рис. 3. Приблизительная эпюра распределения гидродинамического давления Р и расхода Q в каналах ротора
насоса в зависимости от положения ротора при вращении
Критически оценивая процесс работы насоса подобной конструкции необходимо отметить
существенные недостатки, – неравномерность создаваемого потока и большое гидравлическое сопро-
тивление, что значительно снижает к.п.д. Возможно, авторы считали необходимым не излагать неко-
торые детали, полностью раскрывающие сущность изобретения, и изложить их в последующих рабо-
тах, но основная идея технического решения заключается в создании насоса, в котором для перекачи-
вания жидкости используется эффект гидродинамической «подушки». Подобный признак, примени-
тельно к воздушной среде, отличает обычный самолет от экраноплана. Экранный эффект между ро-
тором и корпусом может позволить произвести разделение между лопастными насосами и насосами
подобного типа, а основным преимуществом будет являться большее создаваемое давление при
меньших числах оборотов и размерах этих насосов по сравнению с лопастными, но при меньшей по-
даче.
Литература:
1.
Свешников В.К. Станочные гидроприводы: Справочник: Библиотека конструктора. – 4-е изд. пе-
рераб. и доп. – М.: Машиностроение, 2004. – 512 с.
2.
Плеханов Г.Н., Герасимов С.Н., Федоров В.С., Кобзов Д.Ю., Плеханов Н.Г. Насос трения для пе-
рекачки масел: пат. №2557051 Рос. Федерация. № 2014129695/06, заявл. 18.07.2014; опубл. 20.07.2015.