

Эксплуатация и ремонт машин и оборудования
411
В ней:
max
k
– искомое максимальное значение коэффициента, зависящего от количества и
размеров шариков в одном ряду сопряжения;
конт
k
– коэффициент, учитывающий число точек кон-
такта шарика, для гильзы и штока
конт
k
=1; для направляющей втулки и поршня
конт
k
=2 (Рис. 1);
n
– число рядов тел качения в направляющей втулке и на поршне.
Установленные по методике, представленной в источнике [2], исходные характеристики кон-
такта тел качения в направляющих качения «шток – направляющая втулка» и «поршень - гильза»,
применительно к нашему примеру, представлены в таблицах 1 и 2, из которых следует, что коэффи-
циент
max
k
составляет 2,17 и 2,19 соответственно.
Таблица 1
Исходные характеристики контакта тел качения в направляющих
качения «шток – направляющая втулка» гидроцилиндра
d
ш
Х-ка
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Z
конт
= Z/2
59/2 50/2 43/2 38/2 34/2 31/2 28/2 26/2 24/2 23/2 21/2
≈ γ
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
R/P
0
13,692 11,5 9,985 8,82 7,89 7,189 6,59 6,118 5,704 5,346 5,028
ZP
0
/
R
2,11 2,17 2,10 2,15 2,15 2,08 2,12 2,12 2,10 2,05 1,98
k
min
1,98
k
ср
2,10
k
max
2,17
Таблица 2
Исходные характеристики контакта тел качения в направляющих
качения «поршень – гильза» гидроцилиндра
d
ш
Х-ка
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Z
конт
= Z/2
84/2 70/2 59/2 51/2 45/2 40/2 36/2 33/2 30/2 28/2 26/2
≈ γ
4
5
6
6
7
8
9
10
11
12
13
R/P
0
19,43 15,98 13,69 11,88 10,49 9,33 8,40 7,64 7,013 6,47 5,99
ZP
0
/
R
2,16 2,19 2,11 2,10 2,09 2,14 2,14 2,09 2,13 2,16 2,17
k
min
2,09
k
ср
2,13
k
max
2,19
В заключение надо отметить, что представленные результаты, проводимых исследований в
области повышения надёжности гидроцилиндров ДСМ путём замены направляющих скольжения на
направляющие качения, позволяют сделать следующие полезные замечания, а именно:
- величина коэффициента, определяющего максимальную нагрузку на один шарик, в два раза
меньше рекомендуемых для стандартных шарикоподшипников, в связи с чем, для достоверной его
оценки необходимо учитывать конструктивные особенности конкретного гидроцилиндра ДСМ и
предполагаемые размеры тел качения;
- при определении значения максимальной нагрузки
0
P
на один шарик, принимая во внима-
ние имеющиеся патентные решения, следует вводить коэффициент, учитывающий число точек кон-
такта шарика в шарикодержателях (поршне и втулке), равный для гильзы и штока
конт
k
=1, и для
направляющей втулки и поршня
конт
k
=2;
Литература:
1.
Спришевский А.И. Подшипники качения. М., «Машиностроение», 1968. – 632 с.: ил.
2.
Перель Л. Я. Подшипники качения: Расчёт, проектирование и обслуживание опор: Справочник. –
2-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1992. – 606 с.: ил.
3.
Леликов О.П. Валы и опоры с подшипниками качения. Конструирование и расчёт: Справочник/
О.П.Леликов. – М.: Машиностроение, 2006. – 640 с.: ил.