

Механики XXI веку. № 15 2016 г.
420
На рис. 4 приводится схема открытого ротора масляной центрифуги, у которой привод осу-
ществляется струей масла, выходящего из неподвижных форсунок 2. Масло под давлением подается
по трубке 4, при этом пружина клапана 3 опускается вниз, открывая доступ к двум тангенциально
направленным форсункам 2, находящимся на равной высоте. Масло форсунками направляется на ве-
дущие лопатки венца 5, закрепленного в верхней части ротора 7, приводя его во вращение. Сходящее
с лопаток масло заполняет полость ротора. Частицы загрязнений оседают на стенках ротора, а очи-
щенное масло через горизонтально расположенные трубки 1 поступает в корпус 9 и далее через
сливной патрубок в поддон [2, 4].
1
2
3
4
5
7
8
9
5
1
А
А
6
Рис. 4. Схемы ротора центрифуги с гидрореактивным приводом открытого типа:
1 – трубки; 2 – форсунки; 3 – ротор; 4 – трубка подвода масла; 5 – лопатки;
6 – воздушная трубка; 7 – ротор; 8 – сливной патрубок
Б
Б
А
А
Б-Б
А-А
а)
б)
1
2
3
4
5
6
1
1
1
2
4
3
Рис. 5. Схемы двухкамерных роторов масляных центрифуг:
1 – ротор; 2 – лопатки нижней полости; 3 – лопатки верхней полости;
4 – диск с отверстиями по периферии; 5 – вставка; 6 – отражатель
Внутреннее пространство ротора центрифуг с различным типом привода с целью повышения
эффективности центрифугирования масла может быть разделено цилиндрическими или дисковыми
перегородками на две камеры (рис. 5) [2]. На рис. 5 а представлена схема ротора двухкамерной цен-
трифуги запатентованной фирмой Glacier. Лопасти крыльчатки 2 ротора, расположенные в нижней
полости, позволяют создавать плавное (без вихрей) вращательное движение поступающей жидкости.
Сообщение нижней и верхней полостей ротора обеспечивается рядом отверстий, расположенных на
периферии диска 4. Поступающая для очистки жидкость вводится в нижнюю часть ротора через тан-
генциальные отверстия для придания жидкости начальной скорости в требуемом направлении. Лопа-
сти 3, расположенные в верхней полости также препятствуют завихрению потока и позволяют сохра-
нять энергию вращательного движения отводимой из ротора жидкости. Размер и расположение от-
верстий на периферии диска не должно препятствовать прохождению потока жидкости при накопле-
нии загрязнений на стенках ротора. Поэтому в некоторых технических решениях в диске предусмот-