

Эксплуатация и ремонт машин и оборудования
417
дении зигзагообразных каналов крупные механические примеси под действием центробежных сил
будут осаждаться на поверхности концентрических колец 9. Очищенное масло отводится из корпуса
центрифуги 7 по трубопроводу отвода масла 15 в картер двигателя. Регулятор 13 позволяет регулиро-
вать давление и скорость движения масла по зигзагообразным каналам за счёт изменения свободного
сечения канала 12. Для удаления из центрифуги накопленных загрязнений концентрические кольца 9
периодически извлекаются.
Предварительная конструкторская проработка агрегата с совмещенными функциями ком-
прессора и центрифуги позволяет сделать следующие выводы:
– для сохранения технических показателей работы компрессора диаметр вала должен быть
относительно небольшим, что усложняет размещение на нем регулятора, каналов подвода масла и
центрифуги достаточно большой грязеемкости с обеспечением требуемой динамической балансиров-
ки (возможно использование быстросъемных роторов центрифуги малой грязеемкости для обеспече-
ния дополнительной тонкой очистки масла, которые применимы при частотах вращения около 40000
мин
-1
и более);
– часть энергии отработавших газов затрачивается на работу центрифуги, что может снижать
частоту вращения компрессора и потребовать дополнительного источника энергии, например, от по-
тока подаваемого масла, что вполне обосновано возвращает техническое решение к широко приме-
няемым гидрореактивным центрифугам (необходимо проанализировать данные энергетического ба-
ланса элементов агрегата по отношению к величине энергии отработавших газов);
– проектирование подобного агрегата с компрессором и двумя роторами для очистки, напри-
мер, гидравлического и моторного масел, пока не дает возможности принятия приемлемого конст-
рукторского решения.
Литература:
1.
Плеханов Г.Н., Кобзов Д.Ю., Трофимов А.А., Плеханов Н.Г. Турбокомпрессор для наддува ди-
зельных двигателей: пат. 2220415 Рос. Федерация. № 2013122186/06; заявл. 14.05.2013; опубл. 20.11.2014.
2.
Григорьев М.А. Очистка топлива в автотракторных двигателях. М., «Машиностроение», 1970. 270
стр.
3.
Свешников В.К. Станочные гидроприводы: Справочник: Библиотека конструктора. – 4-е изд. пе-
рераб. и доп. – М.: Машиностроение, 2004. – 512 с.
4.
Коновалов В.М., Скрицкий В.Я., Рокшевский В.А. Очистка рабочих жидкостей в гидроприводах
станков.: М., «Машиностроение», 1976 г. 288 с.3.
5.
Плеханов Г.Н., Герасимов С.Н., Кобзов Д.Ю. Устройство для очистки масла гидросистем: пат.
2487276 Рос. Федерация. № 201210297/06; заявл. 16.03.2012; опубл. 10.07.2013.
6.
Плеханов Г.Н., Батцэрэн Л., Лханаг Д. Центрифуга для восстановления чистоты гидравлических
масел с пневмомеханической системой привода. Mongolian university of science and technology. Scientific
transactions. № 3/139, Ulaanbaatar 2013. 268 р.
Expansion of functionality of turbocompressors
Plekhanov N.G.
1а
, Batceren L.
2b
, Zenkov S.А.
1c
, Plekhanov G. N.
1а
1
Bratsk State university, Makarenko 40, Bratsk, Russia
2
Mongolian university of science and technology, Mongolia
а
plekhanov512@yandex.ru ,b
dlkhanag@yahoo.com,c
zenkov2301@yandex.ruKeywords:
hydraulic oil; hydraulic gear; turbocompressor; multichamber rotor; oil centrifuge; hydrau-
lic system; impurity oil; purification of oil; mechanical impurity
Are considered the technical offer on equipment of turbocompressors by centrifugal cleaning devices for puri-
fication of engine oil of mechanical impurity. This offer is proved by a possibility of use of energy of the fulfilled engine
gases for actuating and oil centrifuges and turbocompressors.
The unit, which is carrying out functions of the centri-
fuge and the compressor, can have the uniform drive – pneumatic. Working frequencies of rotation of units are similar
on the values. Association of function of two devices in one unit should not reduce performance data of devices
.
It is
offered to use the oil centrifuge with a multichamber rotor
.
Schemes of multichamber rotors of centrifugal devices are
provided. The main criteria for evaluation of operability of a turbocompressor centrifuge are formulated. Authors con-
sider that design of the unit with the compressor and two rotors for cleaning, for example, hydraulic and motor oils
–
very difficult. Additional technical solutions on improvement of a design are required.