

Эксплуатация и ремонт машин и оборудования
405
плуатации для его своевременной замены. Предложены методы восстановления работоспособности мотор-
ных масел с целью улучшения экологической обстановки и финансового уровня автотранспортных предпри-
ятий.
Химмотология моторных масел призвана оперативно и объективно прогнозировать состояние
двигателя по изменению технических характеристик работающего масла. Указанный подход позво-
ляет получить в крайне сжатые сроки объективное представление о поведении системы «моторное
масло – ДВС» [1, 2]. В процессе эксплуатации автомобиля происходит не только уменьшение коли-
чества моторного масла, но и ухудшение его первоначальных качеств: смазочный материал стареет
(рис. 1).
Рис. 1. Факторы старения моторных масел при эксплуатации двигателей внутреннего сгорания [2]
Известно, что интенсивность изменения показателей качества моторного масла находится в
прямой зависимости от срока службы двигателя. Вопрос о сроках смены моторного масла решается
просто, если установлены допустимые скорости расхода масла и значения параметров качества мас-
ла, особенно ограничивающие возможность дальнейшего его использования [3, 4].
Отклонение параметров моторного масла от требований, предъявляемых к нему в процессе
его эксплуатации в ДВС автомобилей, может привести к разрушению деталей ЦПГ. Но даже самое
высококачественное моторное масло в технически неисправном или с отклонениями от установлен-
ных характеристик двигателе внутреннего сгорания будет использоваться с ограниченным ресурсом
применения, поэтому необходим мониторинг его показателей качества. Своевременная замена масла
и поддержание его соответствующего уровня являются ключом к нормальной и продолжительной
работе двигателя [5, 6, 7].
Одним из способов совершенствования технологии технического обслуживания и контроля
состояния системы смазки двигателей внутреннего сгорания является определение момента загрязне-
ния моторного масла с помощью установки устройства для контроля масла в ДВС (рис. 2).
Данное устройство позволяет производить: контроль уровня, качества, температуры масла;
корректировку значения качества масла по температуре и значению уровня расхода масла за задан-
ный интервал времени; отклонения расхода масла относительно нормированного расхода масла; от-
клонения качества масла относительно текущего значения нормированного качества масла; суммар-
ного расхода масла за заданный промежуток времени с выводом на дисплей информации.
Принцип работы основан на том, что в устройстве для контроля масла в ДВС уровень масла
считывается с помощью индукционного датчика, качество масла емкостным датчиком, а загрязнен-
ность – фотодатчиком. В случае отклонения параметров наличия и качества масла приемник отобра-
жает рекомендации на дисплее и подает звуковой сигнал. Применение устройства для контроля масла