

Эксплуатация и ремонт машин и оборудования
399
Как следует из рисунка 1 взаимосвязанные абсциссы
k
z
с
и
k
с
этой функции практически
совпадают со значениями абсцисс
M
z
и
М
функции
max
zM
Q
;
, что позволяет сделать вывод
о возможности более простого поиска параметров
k
z
с
и
k
с
для различных типоразмеров гидроци-
линдров стрелы, так как функция
;
zM
Q
имеет превалирующее значение в функции
;
;
0 с
z y P zM
T S
Q
max
.
Напряжения
) (
x
в сечении
x
гидроцилиндра стрелы, составили 48 МПа [6, 7], что со-
ставляет всего около 43 % от величины аналогичных, рассчитанных применительно к горизонтально
расположенному гидроцилиндру с максимально выдвинутым штоком – условие, используемые в на-
стоящее время для поиска параметров максимального нагружения гидроцилиндров, и равных
111МПа.
Это наглядно иллюстрирует влияние ошибки в выборе параметров наибольшего нагружения
гидроцилиндра на достоверность определения предельных значений диагностических параметров
несущей (нагрузочной) способности гидроцилиндров и точность собственно диагноза [7].
Аналогичное имеет место быть и в случаях с гидроцилиндрами рукояти и ковша. Причем, для
гидроцилиндра ковша, имеющего меньшую длину
k
z
к
и больший угол
k
к
эта ошибка еще значитель-
ней.
Выводы:
- используемые в настоящее время параметры наибольшего нагружения гидроцилиндров ра-
бочего оборудования многозвенных ДСМ не учитывают характеристики их пространственного рас-
положения;
- вносимая из-за этого ошибка негативно влияет на достоверность определения предельных
значений диагностических параметров и рекомендуемый ресурс их работоспособности в сторону их
заметного занижения;
- предлагаемые рекомендации позволят исключить вышеназванные недостатки и, тем самым,
повысить точность и достоверность диагноза.
Литература:
1.
Бедрин С.Ф. Расчёты гидроцилиндров на устойчивость и прочность // Вестник машиностроения,
1981, №7. С. 32.
2.
Элементы гидропривода: Справочник / Е.И. Абрамов, К.А. Колесниченко, В.Т. Маслов. Изд. 2-е,
перераб. и доп. – Киев: «Технiка», 1977. – 320 с.
3.
Марутов В.А., Павловский С.А. Гидроцилиндры. – М.: Машиностроение, 1966. – 171 с.
4.
Фролов И.О. Влияние эксплуатационных повреждений на работоспособность гидроцилиндров и
способы повышения их надёжности, применительно к одноковшовым строительным экскаваторам: Дисс. ...
к.т.н. / ЛИСИ, Л., 1984. – 221 с.
5.
Кобзов Д.Ю., Лапшин В.Л., Тарасов В.А., Жмуров В.В. Гидроцилиндры дорожных и строитель-
ных машин. Часть 3. Несущая способность. // Братск. гос. ун-т. – Братск, 2011. – 88 с., ил., библиогр. 93 назв. –
Рус. – Деп. в ВИНИТИ РАН 27.01.2011, № 27-В2011.
6.
Кобзов Д.Ю., Тарасов В.А., Трофимов А.А. // Гидроцилиндры дорожных и строительных машин.
Часть 2. Условия эксплуатации, рабочий процесс, режим работы и параметры нагружения / Братск. гос. техн.
ун-т. – Братск, 1999. – 108 с., ил., библиогр. 179 назв. – Рус. – Деп. в ВИНИТИ 01.12.1999, № 3552-В1999.
7.
Кобзов Д.Ю. Диагностирование гидроцилиндров рабочего оборудования одноковшовых строи-
тельных экскаваторов: Дисс. ... к.т.н. / ЛИСИ, Л., 1987. – 345 с.
8.
Кобзов Д.Ю., Сергеев А.П. О характеристиках пространственного расположения гидроцилиндров
рабочего оборудования одноковшовых строительных экскаваторов // Повышение эффективности машин и виб-
рационные процессы в строительстве. ЯПИ, Ярославль, 1989. С. 95-100.
9.
Провести исследование и разработать предложения по повышению надёжности и эксплуатаци-
онных качеств одноковшовых экскаваторов. Часть 2. Экскаваторы с гидравлическим приводом ЭО-3322А, ЭО-
4121, ЭО-4123, ЭО-5122, ЭО-6121, ЭО-4121А: Отчёт о НИР / ВНИИСДМ, М., 1977. – 248 с.