Previous Page  395 / 457 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 395 / 457 Next Page
Page Background

Эксплуатация и ремонт машин и оборудования

395

Введение.

Увеличение единичных мощностей дорожных и строительных машин (ДСМ), при-

менительно к гидроцилиндрам привода их рабочего оборудования неразрывно связано с повышением

уровня давления рабочей жидкости гидросистем, увеличением скорости перемещения штока и его

хода, а, следовательно, размеров гидроцилиндров, и, зачастую, интенсивности использования их во

времени. Негативным проявлением этого является резкое увеличение эксплуатационных нагрузок,

ухудшение условий и режима функционирования и неизбежное снижение их надёжности. Примени-

тельно к длинноходовым гидроцилиндрам особую опасность представляет их мгновенная остановка в

пространстве при встрече многозвенного рабочего оборудования машины с непреодолимым препят-

ствием. Таким образом, определение параметров наибольшего эксплуатационного нагружения гид-

роцилиндров многозвенной машины позволяет на стадии её проектирования более точно оценить

конструктивно-технологические характеристики требуемых гидроцилиндров, а на стадии их диагно-

стирования более достоверно установить предельные значения диагностических параметров.

Основные положения.

Напряжения сжатия, возникающие в опасном сечении штока, анали-

тически без учёта кинематических особенностей рабочего оборудования ДСМ описываются уравне-

нием [1-5]

) (

) (

) (

) (

) (

) (

) (

) ( σ

сж

xW

x y P

xW

xeP

xW

xM

xF

P x

T S

S

Q

S

.

(1)

В уравнении (1) первое слагаемое даёт величину нормального напряжения от действия про-

дольного сжимающего усилия

S

P

, второе – величину наибольших напряжений сжатия, вызванных

действием поперечной нагрузки

) (

xM

Q

от веса гидроцилиндра, третье и четвёртое – то же, вы-

званные дополнительным его изгибом при наличии эксцентриситета

) (

xe

в его опорах и полного

прогиба

) (

x y

T

, являющихся плечом приложения продольного сжимающего усилия

S

P

;

) (

xF

и

) (

xW

– площадь и осевой момент сопротивления сечения штока, соответственно;

x

– координата

его опасного сечения [5].

Полный прогиб

) (

x y

T

гидроцилиндра равен сумме его составляющих [5]

).

(

) (

) (

) (

) (

) (

) (

) (

δ

γ

β

α

x y x y x y x y x y x y x y x y

R

Q

P

T

(2)

В начальный момент эксплуатации прогиб

) (

x y

T

может быть представлен суммой

).

(

) (

) (

0

x y x y x y

P

T

T

(3)

В равенствах (2) и (3):

) (

x y

T

– полный прогиб гидроцилиндра;

) (

α

x y

– его прогиб вслед-

ствие выборки технологических зазоров в его подвижных сопряжениях;

) (

β

x y

– то же в результате

возможного начального (технологического) искривления его длинномерных элементов при изготов-

лении;

) (

γ

x y

– то же вследствие эксплуатационного искривления его штока;

) (

δ

x y

– то же из-за

выборки дополнительных зазоров в результате радиальной деформации под давлением его корпуса;

) (

x y

Р

– то же вследствие его продольного нагружения при наличии вышеперечисленных напря-

жённых и ненапряжённых деформаций;

) (

x y

Q

– то же вследствие поперечного нагружения гидро-

цилиндра от действия весов его элементов;

) (

x y

R

– то же в результате наличия силового поворота

в его опорных элементах, обусловленного кинематикой привода рабочего оборудования конкретной

ДСМ;

) (

0

x y

T

– то же до подачи рабочей жидкости под давлением в полости гидроцилиндра [5].

Анализ выражения (1) показывает, что переменными по циклу экскавации параметрами наи-

большего нагружения гидроцилиндров являются: изгибающий момент

) (

xM

Q

, усилие

S

P

и про-

гиб

) (

x y

T

гидроцилиндра в результате его эксплуатационного продольно-поперечного нагруже-

ния. Кроме этого, последняя характеристика дополнительно является и функцией времени эксплуата-

ции гидроцилиндра.

Доказано [1 - 7], что максимальное значение момент

) (

xM

Q

имеет, во-первых, при гори-

зонтальном расположении гидроцилиндра, а, во-вторых, – при максимальном выдвинутом штоке.