

Конструкции, технические и эксплуатационные свойства транспортных средств
325
но, должно приводить (и приводит) к росту требований по безопасности движения. Тяговая сила,
реализуемая в контакте колеса с дорогой, влияет на боковой увод шин и на характер взаимодействия
шины и опорной поверхности (например, проскальзывание). Отдельного внимания с точки зрения
влияния тяговой динамичности на БДД заслуживает маневр обгона, особенно, когда водитель обго-
няющего автомобиля принимает решение об увеличении скорости.
Тормозная динамичность тесно связана с тяговой и очень существенно влияет на уровень ак-
тивной безопасности. Очень важным является требование, чтобы автомобиль в случае экстренного
торможения имел возможность развить по возможности большее замедление, что позволит реализо-
вать меньший тормозной путь. Однако, одновременно с этим, необходимым является и то, что при
торможении автомобиль должен сохранять устойчивость движения и управляемость, давая водителю
возможность управлять автомобилем и прогнозировать поведение транспортного средства.
Возможность реализации тягово-скоростных и тормозных свойств зависит от качества связи
автомобиля и дорожного покрытия. Эта связь обеспечивается пятном контакта, надежное обеспече-
ние которого является задачей производителей шин, предлагающих разнообразные варианты реше-
ния этой задачи [6].
Управляемость – соответствие параметров движения автомобиля воздействиям водителя на
рулевое управление. При плохой управляемости автомобиля действительное направление движения
не совпадает с выбранным, что требует дополнительных управляющих воздействий со стороны води-
теля – это приводит к "рысканию" автомобиля и увеличению динамического коридора, утомлению
водителя. Отметим, что в очень большом числе случаев сохранение автомобилем управляемости по-
зволяет водителю предотвратить переход опасной дорожной ситуации в ДТП путем изменения на-
правления движения.
Устойчивость автомобиля – способность сохранять заданное направление движения, проти-
водействуя влияниям внешней среды, которые стремятся отклонить автомобиль от этого направле-
ния. Как и для тормозных и тягово-скоростных свойств в реализации необходимого уровня устойчи-
вости автомобиля важную роль играют шины, которые также влияют и на показатели управляемости.
Причем в данном случае речь идет о боковых силах, вызывающих боковой увод, от которого, в свою
очередь, зависит поворачиваемость автомобиля. Подвеска автомобиля также влияет на устойчивость
движения за счет упругих и гасящих свойств, влияя на величину крена и галопирования автомобиля.
Современные автомобили оснащены множеством систем, способствующих улучшению ак-
тивной безопасности движения. Рассмотрим некоторые из них, которые наиболее существенно влия-
ют на активную безопасность автомобиля.
Противобуксовочная система необходима для исключения пробуксовки ведущих колес авто-
мобиля при ускорениях путем уменьшения их скорости, причем до скоростей 80 км/ч происходит
притормаживание колес, при более высоких скоростях уменьшается крутящий момент двигателя.
Антиблокировочная система предназначена для предотвращения проскальзывания колес при
торможении путем ограничения величины давления в тормозной системе. Система распределения
тормозных усилий предотвращает блокировку колес автомобиля за счет управления тормозным уси-
лием, что актуально для задних колес автомобиля, поскольку при торможении вертикальная нагрузка
задней оси уменьшается.
Система активного рулевого управления способствует повышению комфорта работы водите-
ля, уровня безопасности при маневрировании на больших скоростях и хранению курсовой устойчи-
вости движения путем изменения передаточного отношения рулевого механизма в зависимости от
скорости движения и корректировкой угла поворота управляемых колес при прохождении поворотов
и торможении на скользком покрытии.
Подвеска автомобиля должна обеспечить выполнение противоречивых требований обеспече-
ния управляемости, устойчивости и комфорта. Реализация таких требований возможна с использова-
нием активной подвески, позволяющей менять жесткость в зависимости от условий и режимов дви-
жения. Кроме изменения жесткости активная подвеска может изменять степень демпфирования, вы-
соту уровня кузова, жесткость стабилизатора поперечной устойчивости, углы схождения колес.
Система курсовой устойчивости является системой, которая объединяет несколько систем и
позволяет сохранять автомобиль в пределах траектории движения заданной водителем. Система
функционирует при различных режимах движения (ускорении, торможении, движении по прямым и
по криволинейным траекториям), устраняя аварийную ситуацию. При этом корректировка движения
автомобиля может происходить несколькими способами: подтормаживанием определенных колес,