Previous Page  325 / 457 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 325 / 457 Next Page
Page Background

Конструкции, технические и эксплуатационные свойства транспортных средств

325

но, должно приводить (и приводит) к росту требований по безопасности движения. Тяговая сила,

реализуемая в контакте колеса с дорогой, влияет на боковой увод шин и на характер взаимодействия

шины и опорной поверхности (например, проскальзывание). Отдельного внимания с точки зрения

влияния тяговой динамичности на БДД заслуживает маневр обгона, особенно, когда водитель обго-

няющего автомобиля принимает решение об увеличении скорости.

Тормозная динамичность тесно связана с тяговой и очень существенно влияет на уровень ак-

тивной безопасности. Очень важным является требование, чтобы автомобиль в случае экстренного

торможения имел возможность развить по возможности большее замедление, что позволит реализо-

вать меньший тормозной путь. Однако, одновременно с этим, необходимым является и то, что при

торможении автомобиль должен сохранять устойчивость движения и управляемость, давая водителю

возможность управлять автомобилем и прогнозировать поведение транспортного средства.

Возможность реализации тягово-скоростных и тормозных свойств зависит от качества связи

автомобиля и дорожного покрытия. Эта связь обеспечивается пятном контакта, надежное обеспече-

ние которого является задачей производителей шин, предлагающих разнообразные варианты реше-

ния этой задачи [6].

Управляемость – соответствие параметров движения автомобиля воздействиям водителя на

рулевое управление. При плохой управляемости автомобиля действительное направление движения

не совпадает с выбранным, что требует дополнительных управляющих воздействий со стороны води-

теля – это приводит к "рысканию" автомобиля и увеличению динамического коридора, утомлению

водителя. Отметим, что в очень большом числе случаев сохранение автомобилем управляемости по-

зволяет водителю предотвратить переход опасной дорожной ситуации в ДТП путем изменения на-

правления движения.

Устойчивость автомобиля – способность сохранять заданное направление движения, проти-

водействуя влияниям внешней среды, которые стремятся отклонить автомобиль от этого направле-

ния. Как и для тормозных и тягово-скоростных свойств в реализации необходимого уровня устойчи-

вости автомобиля важную роль играют шины, которые также влияют и на показатели управляемости.

Причем в данном случае речь идет о боковых силах, вызывающих боковой увод, от которого, в свою

очередь, зависит поворачиваемость автомобиля. Подвеска автомобиля также влияет на устойчивость

движения за счет упругих и гасящих свойств, влияя на величину крена и галопирования автомобиля.

Современные автомобили оснащены множеством систем, способствующих улучшению ак-

тивной безопасности движения. Рассмотрим некоторые из них, которые наиболее существенно влия-

ют на активную безопасность автомобиля.

Противобуксовочная система необходима для исключения пробуксовки ведущих колес авто-

мобиля при ускорениях путем уменьшения их скорости, причем до скоростей 80 км/ч происходит

притормаживание колес, при более высоких скоростях уменьшается крутящий момент двигателя.

Антиблокировочная система предназначена для предотвращения проскальзывания колес при

торможении путем ограничения величины давления в тормозной системе. Система распределения

тормозных усилий предотвращает блокировку колес автомобиля за счет управления тормозным уси-

лием, что актуально для задних колес автомобиля, поскольку при торможении вертикальная нагрузка

задней оси уменьшается.

Система активного рулевого управления способствует повышению комфорта работы водите-

ля, уровня безопасности при маневрировании на больших скоростях и хранению курсовой устойчи-

вости движения путем изменения передаточного отношения рулевого механизма в зависимости от

скорости движения и корректировкой угла поворота управляемых колес при прохождении поворотов

и торможении на скользком покрытии.

Подвеска автомобиля должна обеспечить выполнение противоречивых требований обеспече-

ния управляемости, устойчивости и комфорта. Реализация таких требований возможна с использова-

нием активной подвески, позволяющей менять жесткость в зависимости от условий и режимов дви-

жения. Кроме изменения жесткости активная подвеска может изменять степень демпфирования, вы-

соту уровня кузова, жесткость стабилизатора поперечной устойчивости, углы схождения колес.

Система курсовой устойчивости является системой, которая объединяет несколько систем и

позволяет сохранять автомобиль в пределах траектории движения заданной водителем. Система

функционирует при различных режимах движения (ускорении, торможении, движении по прямым и

по криволинейным траекториям), устраняя аварийную ситуацию. При этом корректировка движения

автомобиля может происходить несколькими способами: подтормаживанием определенных колес,