

Механики XXI веку. № 15 2016 г.
324
УДК 629.3.015
Эксплуатационные свойства легкового автомобиля,
влияющие на активную безопасность
Костенко А.В.
Камчатский государственный технический университет, ул. Ключевская 35, г. Петропавловск-
Камчатский, 683003, Россия
andr13kost@list.ruКлючевые слова:
автомобиль легковой, эксплуатационные свойства, активная безопасность,
шина, дорога
Уровень смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в России очень высокая.
Основное влияние на безопасность дорожного движения оказывает конструктивная безопасность автомоби-
ля. Активная безопасность является частью конструктивной и влияет на вероятность возникновения дорож-
но-транспортного происшествия. Оценивается активная безопасность рядом показателей эксплуатационных
свойств автомобиля - тягово-скоростными, тормозными свойствами и устойчивостью. В статье рассмот-
рен вопрос о влиянии эксплуатационных свойств легкового автомобиля на его активную безопасность. Приве-
дены показатели активной безопасности, а также элементы и системы автомобиля, которые улучшают
конструктивную безопасность автомобиля. Шины являются соединительным элементом между автомоби-
лем и дорогой и влияют на реализацию автомобилем потенциальных эксплуатационных свойств. В статье
показано влияние шин на устойчивость движения и способ описания взаимодействия шины и дороги.
Введение.
Ситуация, сложившаяся в последнее время в сфере безопасности дорожного дви-
жения, является угрожающей во всем мире. Ежегодно почти 1,3 миллиона человек погибают в до-
рожных авариях – более 3000 человек в день. Еще двадцать – пятьдесят миллионов человек подвер-
гаются в результате аварий травмам, которые являются важной причиной нетрудоспособности во
всем мире. Дорожно-транспортный травматизм относится к числу трех ведущих причин смерти лиц в
возрасте от 5 до 44 лет [1].
В России за 2016 г с января по ноябрь включительно произошло 166665 дорожно-
транспортных происшествий (ДТП) с пострадавшими, при этом погибло 20987 человек и ранено
209316 человек [2]. Число умерших на сто тысяч человек за 2012, 2013 и 2014 года составило соот-
ветственно 14,4, 14,3, 14,1 [3], что выше аналогичного показателя таких стран как Германия и Фран-
ция примерно в 3 раза и США – в 1,5 раза [4].
Основная часть.
Одним из элементов, обеспечивающих необходимый уровень безопасности
дорожного движения (БДД) является автомобиль. Соответствие автомобиля требованиям безопасно-
сти характеризуется сложным свойством – конструктивной безопасностью, которая состоит из актив-
ной, пассивной и послеаварийной безопасности. Каждая из них является важной и решает свою спе-
цифическую задачу. Активная безопасность позволяет водителю предотвратить ДТП, то есть снизить
вероятность появления ДТП, поэтому улучшение активной безопасности автомобиля приводит к
уменьшению количества ДТП. Однако, следует отметить, что активная безопасность «срабатывает» в
тех случаях, когда водитель (сам или с помощью систем, установленных на автомобиле) имеет воз-
можность изменить характер движения – направление и скорость движения.
Активная безопасность характеризуется тягово-скоростными и тормозными свойствами, а
также управляемостью и устойчивостью.
При движении автомобиль подвергается воздействию случайных возмущений, стремящихся
изменить характер движения, – удары колес о неровности покрытия, изменение поперечного уклона
дороги, боковой ветер и т.п. Поэтому размер полосы, необходимой для движения автомобиля будет
превышать его габаритную ширину, что, как известно, называется динамическим коридором, напри-
мер, для автомобиля ВАЗ-2110 величина поперечного смещения центра тяжести при скорости дви-
жения 10 м/с составляет 0,2 м, а при скорости 35 м/с – 0,8 м [5]. Следует заметить, что собственно для
автомобиля движение в этом случае будет устойчивым, поэтому вопрос влияния динамического ко-
ридора на безопасность движения становится одним из определяющих при движении транспортных
потоков.
От тяговой динамичности зависят производительность и себестоимость перевозок, следова-
тельно, является понятной и очевидной тенденция роста средних скоростей движения, что, безуслов-