Previous Page  324 / 457 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 324 / 457 Next Page
Page Background

Механики XXI веку. № 15 2016 г.

324

УДК 629.3.015

Эксплуатационные свойства легкового автомобиля,

влияющие на активную безопасность

Костенко А.В.

Камчатский государственный технический университет, ул. Ключевская 35, г. Петропавловск-

Камчатский, 683003, Россия

andr13kost@list.ru

Ключевые слова:

автомобиль легковой, эксплуатационные свойства, активная безопасность,

шина, дорога

Уровень смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в России очень высокая.

Основное влияние на безопасность дорожного движения оказывает конструктивная безопасность автомоби-

ля. Активная безопасность является частью конструктивной и влияет на вероятность возникновения дорож-

но-транспортного происшествия. Оценивается активная безопасность рядом показателей эксплуатационных

свойств автомобиля - тягово-скоростными, тормозными свойствами и устойчивостью. В статье рассмот-

рен вопрос о влиянии эксплуатационных свойств легкового автомобиля на его активную безопасность. Приве-

дены показатели активной безопасности, а также элементы и системы автомобиля, которые улучшают

конструктивную безопасность автомобиля. Шины являются соединительным элементом между автомоби-

лем и дорогой и влияют на реализацию автомобилем потенциальных эксплуатационных свойств. В статье

показано влияние шин на устойчивость движения и способ описания взаимодействия шины и дороги.

Введение.

Ситуация, сложившаяся в последнее время в сфере безопасности дорожного дви-

жения, является угрожающей во всем мире. Ежегодно почти 1,3 миллиона человек погибают в до-

рожных авариях – более 3000 человек в день. Еще двадцать – пятьдесят миллионов человек подвер-

гаются в результате аварий травмам, которые являются важной причиной нетрудоспособности во

всем мире. Дорожно-транспортный травматизм относится к числу трех ведущих причин смерти лиц в

возрасте от 5 до 44 лет [1].

В России за 2016 г с января по ноябрь включительно произошло 166665 дорожно-

транспортных происшествий (ДТП) с пострадавшими, при этом погибло 20987 человек и ранено

209316 человек [2]. Число умерших на сто тысяч человек за 2012, 2013 и 2014 года составило соот-

ветственно 14,4, 14,3, 14,1 [3], что выше аналогичного показателя таких стран как Германия и Фран-

ция примерно в 3 раза и США – в 1,5 раза [4].

Основная часть.

Одним из элементов, обеспечивающих необходимый уровень безопасности

дорожного движения (БДД) является автомобиль. Соответствие автомобиля требованиям безопасно-

сти характеризуется сложным свойством – конструктивной безопасностью, которая состоит из актив-

ной, пассивной и послеаварийной безопасности. Каждая из них является важной и решает свою спе-

цифическую задачу. Активная безопасность позволяет водителю предотвратить ДТП, то есть снизить

вероятность появления ДТП, поэтому улучшение активной безопасности автомобиля приводит к

уменьшению количества ДТП. Однако, следует отметить, что активная безопасность «срабатывает» в

тех случаях, когда водитель (сам или с помощью систем, установленных на автомобиле) имеет воз-

можность изменить характер движения – направление и скорость движения.

Активная безопасность характеризуется тягово-скоростными и тормозными свойствами, а

также управляемостью и устойчивостью.

При движении автомобиль подвергается воздействию случайных возмущений, стремящихся

изменить характер движения, – удары колес о неровности покрытия, изменение поперечного уклона

дороги, боковой ветер и т.п. Поэтому размер полосы, необходимой для движения автомобиля будет

превышать его габаритную ширину, что, как известно, называется динамическим коридором, напри-

мер, для автомобиля ВАЗ-2110 величина поперечного смещения центра тяжести при скорости дви-

жения 10 м/с составляет 0,2 м, а при скорости 35 м/с – 0,8 м [5]. Следует заметить, что собственно для

автомобиля движение в этом случае будет устойчивым, поэтому вопрос влияния динамического ко-

ридора на безопасность движения становится одним из определяющих при движении транспортных

потоков.

От тяговой динамичности зависят производительность и себестоимость перевозок, следова-

тельно, является понятной и очевидной тенденция роста средних скоростей движения, что, безуслов-