

Конструкции, технические и эксплуатационные свойства транспортных средств
329
турбокомпрессоре правого ряда цилиндров. На рис. 1,б показан коленчатый вал, разрушенный в ще-
ке, соединяющей вторую коренную шейку со щекой четвёртого цилиндра. Возникает необходимость
сделать более широкие выводы, касающиеся изготовления и проектирования двигателя.
В транспортных предприятиях, в частности в автоколонне № 2 производственного объедине-
ния «Братскэнергостройтранс», поломки коленчатых валов в двигателях автомобилей производства
Камского автозавода наблюдаются с частотой примерно два раза в год. Последний раз это произошло
в ноябре 2015 года на двигателе 740.11-240. Двигатель отработал несколько дней после капитального
ремонта, при котором шейки коленвала были расточены под первый ремонтный размер. Эксплуата-
ционные причины могут лежать в нарушении технологии ремонта. Нарушение правил эксплуатации
[4] не замечено.
а)
б)
Рис. 1. Примеры разрушения деталей КШМ: а) расплавление головки поршня, б) поломка коленчатого вала
Для исключения причин некачественного ремонта были проведены измерения геометриче-
ских размеров коренных и шатунных шеек и проверка качества шлифованных поверхностей. Диа-
метры шеек ремонтного размера с полем допуска: коренных – 94,5
-0,015
, шатунных – 79,5
-0,015
. Измере-
ния проводились микрометром с ценой деления 0,01 мм в трёх плоскостях, повёрнутых на 120 граду-
сов, для контроля круглой формы. Результаты приведены в таблице 1. С точностью 0,01 мм отступ-
ления от норм не зафиксированы.
Таблица 1
Результаты измерений диаметров шеек коленчатого вала
Коренные шейки
Шатунные шейки
№ шей-
ки
Фактический
диаметр
Допуск
результат № шей-
ки
Фактический
диаметр
Допуск результат
1
94,507
+
1
79,500
+
2
94,503
+
2
79,503
+
3
94,490
+
3
79,500
+
4
94,497
+
4
79,500
79,50 –
79,49
+
5
94,500
94,50 –
94,46
+
Причиной поломки могли быть царапины и другие дефекты, возникшие в результате некаче-
ственной шлифовки поверхностей шеек. Состояние поверхностей проверено специальными вещест-
вами для проведения капиллярной промышленной дефектоскопии: пенетрант DR-51, очиститель DR-
60, проявитель D-100. На рис. 2 представлена обработанная поверхность шейки, через которую про-
ходит поверхность разлома. Все поверхности шеек проверены и дефектов не обнаружено.
Рис. 2. Обработанная поверхность шейки