Previous Page  329 / 457 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 329 / 457 Next Page
Page Background

Конструкции, технические и эксплуатационные свойства транспортных средств

329

турбокомпрессоре правого ряда цилиндров. На рис. 1,б показан коленчатый вал, разрушенный в ще-

ке, соединяющей вторую коренную шейку со щекой четвёртого цилиндра. Возникает необходимость

сделать более широкие выводы, касающиеся изготовления и проектирования двигателя.

В транспортных предприятиях, в частности в автоколонне № 2 производственного объедине-

ния «Братскэнергостройтранс», поломки коленчатых валов в двигателях автомобилей производства

Камского автозавода наблюдаются с частотой примерно два раза в год. Последний раз это произошло

в ноябре 2015 года на двигателе 740.11-240. Двигатель отработал несколько дней после капитального

ремонта, при котором шейки коленвала были расточены под первый ремонтный размер. Эксплуата-

ционные причины могут лежать в нарушении технологии ремонта. Нарушение правил эксплуатации

[4] не замечено.

а)

б)

Рис. 1. Примеры разрушения деталей КШМ: а) расплавление головки поршня, б) поломка коленчатого вала

Для исключения причин некачественного ремонта были проведены измерения геометриче-

ских размеров коренных и шатунных шеек и проверка качества шлифованных поверхностей. Диа-

метры шеек ремонтного размера с полем допуска: коренных – 94,5

-0,015

, шатунных – 79,5

-0,015

. Измере-

ния проводились микрометром с ценой деления 0,01 мм в трёх плоскостях, повёрнутых на 120 граду-

сов, для контроля круглой формы. Результаты приведены в таблице 1. С точностью 0,01 мм отступ-

ления от норм не зафиксированы.

Таблица 1

Результаты измерений диаметров шеек коленчатого вала

Коренные шейки

Шатунные шейки

№ шей-

ки

Фактический

диаметр

Допуск

результат № шей-

ки

Фактический

диаметр

Допуск результат

1

94,507

+

1

79,500

+

2

94,503

+

2

79,503

+

3

94,490

+

3

79,500

+

4

94,497

+

4

79,500

79,50 –

79,49

+

5

94,500

94,50 –

94,46

+

Причиной поломки могли быть царапины и другие дефекты, возникшие в результате некаче-

ственной шлифовки поверхностей шеек. Состояние поверхностей проверено специальными вещест-

вами для проведения капиллярной промышленной дефектоскопии: пенетрант DR-51, очиститель DR-

60, проявитель D-100. На рис. 2 представлена обработанная поверхность шейки, через которую про-

ходит поверхность разлома. Все поверхности шеек проверены и дефектов не обнаружено.

Рис. 2. Обработанная поверхность шейки