Актуальные проблемы в машиностроении. 2015. №2
Инновационные технологии
в машиностроении
____________________________________________________________________
53
УДК 621.793.162:621.78
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОВМЕЩЕННОЙ ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ
ТОЧЕНИЕМ И ОБКАТЫВАНИЕМ
В.Н. БЕЛЯЕВ
1,2
, кандидат техн. наук, доцент
Е.Ю. ТАТАРКИН
3
, доктор техн. наук, профессор
(
1
БТИ АлтГТУ, г. Бийск,
2
ОАО «ФНПЦ «Алтай», г. Бийск,
3
АлтГТУ, г. Барнаул
)
Беляев В.Н.
– 659322, г. Бийск, ул. Социалистическая, 1
ОАО «Федеральный научно-производственный центр «Алтай»,
e-mail:
tmp-bti@ya.ruОдним из перспективных способов улучшения свойств поверхности деталей является
нанесение антифрикционных покрытий одновременно с поверхностно-пластическим
деформирование поверхностного слоя при совмещенной обработке деталей точением и
обкатыванием. В результате проведенной работы разработана математическая модель
описания процесса формирования покрытия на ювенильной поверхности при совмещенной
обработке, которая может быть использована как для качественного исследования этого
процесса, так и для количественного расчета параметров формирующегося поверхностного
слоя.
Ключевые слова:
модель, поверхность, антифрикционное покрытие
Введение
Несущая способность деталей машин, их износостойкость и эксплуатационные
характеристики во многом определяются свойствами поверхностного слоя, формируемыми в
процессе механической и других видов обработки: химико-термической обработки,
нанесение защитных покрытий, поверхностно-пластическое деформирование и др. Одним из
перспективных способов улучшения свойств поверхности деталей является нанесение
антифрикционных покрытий одновременно с поверхностно-пластическим деформированием
поверхностного слоя [1, 2]. Реализация такой совмещенной схемы обработки деталей
точением и обкатыванием (рисунок 1) позволяет обеспечить нанесение антифрикционного
покрытия на деталь, удалить окисные пленки и другие загрязнения поверхности, повысить
производительность обработки
.
Рис. 1.
Схема совмещенной обработки