Background Image
Previous Page  152 / 460 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 152 / 460 Next Page
Page Background

Actual Problems in Machine Building. 2015. N 2

Innovative Technologies

in Mechanical Engineering

____________________________________________________________________

152

УДК 622.002.5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИПУСКА НА ПОВЕРХНОСТИ ВРАЩЕНИЯ СБОРНЫХ

КОРПУСНЫХ ИЗДЕЛИЙ ГЕОХОДА

*

А.В. ВАЛЬТЕР, канд. техн. наук

С.Е. ЛАГУНОВ, студент

(

ЮТИ ТПУ, г. Юрга

)

Вальтер А.В.

– 652055, Кемеровская обл., г. Юрга, ул. Ленинградская, 26,

Юргинский технологический институт

(филиал) Томского политехнического университета,

e-mail:

avwalter@tpu.ru

В статье рассматривается последовательность изготовления крупногабаритных

корпусных изделий геохода и механизм формирования припуска на механическую обработку

корпусов в сборе. Показано, что величина припуска закладывается размерами заготовок

составных частей корпусов, получаемых термической резкой. Выявлено, что наиболее

значимой составляющей припуска являются отклонения формы и расположения

обрабатываемой поверхности, формирующиеся на этапе сборки корпуса. Составлена

расчетная схема и предложен ряд уравнений, решение которых позволяет установить

величину отклонений и учесть её в качестве составляющей припуска на механическую

обработку. Приведен расчет величины отклонений для изделия «ротор» геохода,

находящегося в настоящее время в опытном производстве. Отмечено, что величина

отклонений и конструктивные размеры обрабатываемой поверхности заготовки являются

взаимосвязанными.

Ключевые слова

Геоход, крупногабаритные кольцевые сегментные изделия, сборка, геометрическая

точность, допуск, припуск

Введение

В состав геохода [1, 2] входит ряд крупногабаритных разъемных корпусов,

поверхности вращения которых требуют механической обработки после сборки. К таким

корпусам относятся: ротор погрузочной системы, корпус и корпус внешний модуля

сопряжения, головная секция (рис. 1). Перечисленные изделия состоят из сварных секторов,

имеющих довольно сложную и металлоемкую конструкцию. В связи с этим перед

конструкторами и технологами возникает задача назначения таких размеров и допусков на

составные части геохода, которые обеспечили бы отсутствие дефектов в изделиях при

любых сочетаниях действительных размеров составных частей [3]. Для крупногабаритных

механически обрабатываемых изделий особую важность имеет вопрос назначения

оптимальных припусков, поскольку исправление брака при заниженных припусках является

крайне трудоемким в связи с большой протяженностью поверхностей, а завышенные

припуски радикально увеличивают расход материалов и трудоемкость [4]. В случае геохода,

являющегося опытным изделием и характеризующегося рядом специфичных

технологических признаков [5], задача осложняется невозможностью применения опытно-

*

Полученные результаты достигнуты в ходе реализации комплексного проекта при финансовой поддержке

Министерства образования и науки РФ. Договор №02.G25.31.0076.