Actual Problems in Machine Building. 2015. N 2
Innovative Technologies
in Mechanical Engineering
____________________________________________________________________
152
УДК 622.002.5
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИПУСКА НА ПОВЕРХНОСТИ ВРАЩЕНИЯ СБОРНЫХ
КОРПУСНЫХ ИЗДЕЛИЙ ГЕОХОДА
*
А.В. ВАЛЬТЕР, канд. техн. наук
С.Е. ЛАГУНОВ, студент
(
ЮТИ ТПУ, г. Юрга
)
Вальтер А.В.
– 652055, Кемеровская обл., г. Юрга, ул. Ленинградская, 26,
Юргинский технологический институт
(филиал) Томского политехнического университета,
e-mail:
avwalter@tpu.ruВ статье рассматривается последовательность изготовления крупногабаритных
корпусных изделий геохода и механизм формирования припуска на механическую обработку
корпусов в сборе. Показано, что величина припуска закладывается размерами заготовок
составных частей корпусов, получаемых термической резкой. Выявлено, что наиболее
значимой составляющей припуска являются отклонения формы и расположения
обрабатываемой поверхности, формирующиеся на этапе сборки корпуса. Составлена
расчетная схема и предложен ряд уравнений, решение которых позволяет установить
величину отклонений и учесть её в качестве составляющей припуска на механическую
обработку. Приведен расчет величины отклонений для изделия «ротор» геохода,
находящегося в настоящее время в опытном производстве. Отмечено, что величина
отклонений и конструктивные размеры обрабатываемой поверхности заготовки являются
взаимосвязанными.
Ключевые слова
Геоход, крупногабаритные кольцевые сегментные изделия, сборка, геометрическая
точность, допуск, припуск
Введение
В состав геохода [1, 2] входит ряд крупногабаритных разъемных корпусов,
поверхности вращения которых требуют механической обработки после сборки. К таким
корпусам относятся: ротор погрузочной системы, корпус и корпус внешний модуля
сопряжения, головная секция (рис. 1). Перечисленные изделия состоят из сварных секторов,
имеющих довольно сложную и металлоемкую конструкцию. В связи с этим перед
конструкторами и технологами возникает задача назначения таких размеров и допусков на
составные части геохода, которые обеспечили бы отсутствие дефектов в изделиях при
любых сочетаниях действительных размеров составных частей [3]. Для крупногабаритных
механически обрабатываемых изделий особую важность имеет вопрос назначения
оптимальных припусков, поскольку исправление брака при заниженных припусках является
крайне трудоемким в связи с большой протяженностью поверхностей, а завышенные
припуски радикально увеличивают расход материалов и трудоемкость [4]. В случае геохода,
являющегося опытным изделием и характеризующегося рядом специфичных
технологических признаков [5], задача осложняется невозможностью применения опытно-
*
Полученные результаты достигнуты в ходе реализации комплексного проекта при финансовой поддержке
Министерства образования и науки РФ. Договор №02.G25.31.0076.