

Механики XXI веку. № 15 2016 г.
336
подвержен неисправностям подшипниковых узлов. В [2] рассмотрено компьютерное моделирование
пуска РФ на базе АЭМ типа НВА-55 без подключения других вспомогательных АЭМ. При работе с
установившейся частотой вращения момент нагрузки на валу РФ определяется суммой механических
и вентиляционных потерь, он был принят 2,8 Н.м. В результате моделирования выяснено, что в спек-
тре
эм
M
кроме постоянной составляющей имеется гармоника с частотой 100 Гц, амплитуда которой
11881 % от постоянной составляющей.
Таким образом, результаты компьютерного моделирования вполне определенно свидетельст-
вуют о том, что несимметрия напряжений питания АЭМ является существенным фактором, вызы-
вающим значительные циклические знакопеременные колебания
эм
M
, а значит и динамического
момента на валу, который передается на подшипники. Статистика свидетельствует о том, что пре-
имущественной причиной неисправностей подшипниковых узлов в транспортной отрасли является
усталостное разрушение металла, к которому приводят именно циклические знакопеременные меха-
нические нагрузки.
Известно, что в большинстве случаев высокочастотные механические колебания демпфиру-
ются лучше, чем низкочастотные. На рис. 4 и в табл. 2 в спектре
эм
M
присутствуют частоты в диа-
пазоне 10…110 Гц. Можно ли предложить для использования во вспомогательном электроприводе
АЭМ электровозов переменного тока известную систему питания, лучшую в отношении гармониче-
ского состава
эм
M
, чем рассмотренная? Следует обратить внимание на способ формирования пи-
тающих напряжений АЭМ при помощи автономного инвертора напряжения (АИН) с широтно-
импульсно модулированным выходным напряжением. В этом случае можно получить стабилизиро-
ванную симметричную систему трехфазных напряжений. Недостатком является несинусоидальность
питающих напряжений и токов АЭМ, но, как видно из рис. 5, вид кривой
эм
M
значительно улучша-
ется: электромагнитный момент знакопостоянный, амплитуда колебаний относительно невелика, а их
наименьшая частота – шесть раз за период питающего напряжения [9 – 11], что при частоте напряже-
ния
1
f
50 Гц составит 300 Гц – выше, чем во всех ранее рассмотренных случаях.
Таким образом, следует стремиться к широкому внедрению во вспомогательном электропри-
воде электровозов систем частотно-регулируемого электропривода, аналогичным получившим широ-
кое распространение общепромышленным. Отечественный опыт имеется. При правильном выборе
АЭМ, ее узлов, в том числе подшипниковых, это техническое решение позволит повысить эксплуа-
тационную надежность электрооборудования.
Литература:
1.
Иванов П. Ю., Дульский Е. Ю., Худоногов А. М. Состояние вопроса надежности и долговечности
изоляции асинхронных вспомогательных машин // Известия Транссиба. 2015. №2 (22). С. 2 – 6.
2.
Пустоветов М. Ю. Моделирование асинхронных вспомогательных машин электровозов. Анализ ре-
жимов работы, поиск причин отказов. Saarbrucken, Германия: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016. 166 c.
3.
Электровоз магистральный 2ЭС5К (3ЭС5К). Руководство по эксплуатации. Т.1 (в четырех книгах)
(издание первое). Ростов н/Д: СХКТБ ООО «БелРусь», 2007. 160 с.
4.
ГОСТ Р 54149-2010. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнит-
ная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения. М. : Стандар-
тинформ, 2012. 20 с.
5.
Худоногов А. М., Макаров В. В., Смирнов В. П. и др. Проектирование привода вспомогательных
механизмов ЭПС с асинхронным двигателем: учеб. пособие. М. : ФГБОУ «Учебно-методический центр по об-
разованию на железнодорожном транспорте», 2011. 311 с.
6.
Гирник А. С., Рапопорт О. Л. Математическое моделирование работы трёхфазных вспомогательных
электрических машин на электровозе 2ЭС5К в условиях асимметричного питания // Известия Томского поли-
техн. ун-та. 2009. Т. 314. № 4. С. 69 – 73.
7.
Литовченко В. В., Малютин А. Ю., Невинский А. В. Анализ работы вспомогательных машин на
электровозах переменного тока // Электроника и электрооборудование транспорта. 2015. №1. С. 36 – 40.
8.
Пустоветов М. Ю. Имитационное моделирование явлений во вспомогательном асинхронном электро-
приводе электроподвижного состава. Ростов н/Д: ФГБОУ ВПО РГУПС, 2015. 159 с.