

Конструкции, технические и эксплуатационные свойства транспортных средств
341
Из материала, изложенного в табл. 4 и 5, следует, что качество подготовки водителей транс-
портных средств в различных автошколах Российской Федерации носит достаточно стабильный ха-
рактер.
Следовательно, необходимо определить причины крупных ДТП с большим количеством по-
страдавших и погибших людей, произошедших в России за 6 месяцев 2015 года.
Сведения о крупных дорожно-транспортных происшествиях в России в 2014-2015 годах при-
ведены в справке РИА Новости [8]. Рассмотрим самые резонансные из них за 6 месяцев 2015 г. С 5
января 2015 года по 22 июля 2015 года в Российской Федерации произошло 15 крупных ДТП, в кото-
рых участвовали 29 автотранспортных средств, погибли 113 человек, а 127 человек получили различ-
ные травмы и были госпитализированы в больницы в тяжелом состоянии. В шести из этих пятнадца-
ти аварий погибли от 11 до 16 человек.
В справках ГИБДД указано, что в 95% дорожно-транспортных происшествий водитель одно-
го автомобиля (автобуса) во время обгона выехал на полосу встречного движения, где допустил ло-
бовое столкновение с другим автомобилем (автобусом), т.е. водители транспортных средств умыш-
ленно совершали грубые нарушения правил дорожного движения.
Проанализируем главную причину этой проблемы. В Разделе 2. «Дорожно-транспортные
происшествия и пострадавшие из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспорт-
ных средств за январь – июнь 2015 года» – [9], приведены следующие статистические данные – см.
табл. 6.
Таблица 6
Дорожно-транспортные происшествия и пострадавшие из-за нарушения правил дорожного движения
водителями ТС за январь – июнь 2015 г.
Российская Федерация
Наименование показателя
ДТП,
штук
(%)
± %
АППГ погибло
± %
АППГ ранено
± %
АППГ
ДТП и пострадавшие из-за нарушения
ПДД водителями транспортных средств
(всего).
68412
-6,7
8208
-12,9
89936
-7,2
В том числе, водителями со стажем управ-
ления:
63520
(100)
до 3 лет
8221
(12,9)
-14,4
853
-22,0
11390
-15,2
от 3 до 5 лет
6452
(10,1)
-15,7
688
-35,9
9001
-14,4
от 5 до 10 лет
14732
(23,2)
-1,5
1685
-16,5
19731
-2,7
от 10 до 15 лет
9062
(14,3)
-13,1
1168
-20,8
11961
-13,8
свыше 15 лет
25053
(39,4)
-0,7
3468
2,1
32519
-0,8
Анализируя табл. 6, можно сделать следующие выводы.
1. За 6 месяцев 2015 г. меньше всего дорожно-транспортных происшествий совершили води-
тели со стажем управления от 3 до 5 лет – 10,1% (6452 случаев ДТП).
2. Немногим более дорожных аварий приходится на недавних выпускников образовательных
учреждениях (организациях) со стажем управления до 3 лет – 12,9% (8221 случаев ДТП). Это также
свидетельствует о достаточно высоком уровне подготовки водителей ТС в автошколах.
3. Водители со стажем управления от 5 до 10 лет совершают почти в 2 раза больше ДТП, чем
водители в двух предыдущих группах – 23,2% (6452 случаев ДТП).
4. Особую опасность на дорогах создают водители со стажем управления свыше 15 лет –
39,4% (25053 случаев ДТП). Это может свидетельствовать об их умышленном совершении грубых
нарушений правил дорожного движения, в частности – выезде во время обгона на полосу встречного
движения, где происходило лобовое столкновение со встречным транспортным средством.
Выводы:
Автошколы Российской Федерации могут достаточно эффективно осуществлять
подготовку, переподготовку и повышение квалификации водителей транспортных средств на основа-