Previous Page  338 / 457 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 338 / 457 Next Page
Page Background

Механики XXI веку. № 15 2016 г.

338

11 августа 2014 года вступил в силу Приказ Минобрнауки РФ от 26 декабря 2013 г. № 1408

[1] по согласованию с Минтрансом РФ, МВД Российской Федерации и Минздравом РФ. В целях реа-

лизации Федерального закона № 196-ФЗ [2] приказом № 1408 утверждены 28 примерных программ

профессионального обучения водителей транспортных средств (ТС) соответствующих категорий и

подкатегорий.

При этом утратили силу Приказ Минобрнауки РФ от 18 июня 2010 г. № 636 [3], а также Фе-

деральный закон РФ от 7 мая 2013 г. № 92-ФЗ [4] и Кодекс Российской Федерации от 5 ноября 2013 г.

"Об административных правонарушениях" [5], которые включали соответственно пять и шестна-

дцать типов примерных программ подготовки водителей ТС.

Очевидно, разработчики новых примерных программ предположили, что количество про-

грамм должно перейти в качество обучения водителей. Через год после внедрения этих программ по-

пытаемся проанализировать их эффективность. В основу исследования положим данные из различ-

ных статистических источников.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) обнародовала стати-

стику дорожно-транспортных происшествий (ДТП) за первое полугодие 2015 г. [6]. Официально

практически по всем параметрам идет снижение аварийности. Всего за этот период в России про-

изошло 79 199 ДТП (-6,3% к уровню января-июня 2014 г.). В них погибло 9712 человек (-11,9%), ра-

нено 99 740 человек (-6,8%).

Как и прежде, одной из самых частых причин совершения ДТП являются неудовлетворитель-

ные условия содержания и обустройства улично-дорожной сети. Из-за плохих дорог произошло 40%

всех дорожно-транспортных происшествий или 30 667 ДТП (-4,1%), из-за нарушений правил дорож-

ного движения (ПДД) водителями транспортных средств случилось 68 412 ДТП (-6,7%).

Другой источник [7] утверждает, что рост смертей в ДТП в России неуклонно растет, не

смотря на меры применяемые властями. Это связанно с ростом количества автомобилей на дорогах

РФ и плохим качеством автодорог. Проблема эта системная и комплексная. Есть вопросы к уровню

подготовки в автошколах, коррупционная составляющая при получении водительских удостоверений

и, в первую очередь, культура людей и собственное отношение к безопасности дорожного движения.

Опыт развитых Западных стран говорит о том, что в целом аварийность можно снизить толь-

ко комплексными мерами, такими как пропаганда безопасности дорожного движения, ужесточение

наказания за нарушения ПДД, повышение качества обучения в автошколах, улучшение дорожного

покрытия, усовершенствование организации дорожного движения и многими другими мерами позво-

ляющими достичь существенного снижения общего количества ДТП и тяжких последствий от них.

Таким образом, главными факторами при совершении большого количества дорожно-

транспортных происшествий и их последствий в Российской Федерации являются: 1) неудовлетвори-

тельные условия содержания и обустройства улично-дорожной сети; 2) нарушение правил дорожного

движения водителями транспортных средств; 3) рост количества автомобилей на дорогах РФ; 4) не-

достаточный уровень подготовки курсантов в автошколах. Целью данного исследования являются

три последних пункта указанной проблемы.

Динамика роста количества автотранспортных средств в Российской Федерации за последние

3 года представлена в табл. 1.

Таблица 1

Рост количества автотранспортных средств в Российской Федерации

Годы

2012

2013

2014

Количество ТС и

прицепов к ним

всего, штук (+%)

50512132 (+5,7%)

53321510 (+5,6%)

55699737 (+4,4%)

Из табл. 1 видим, что за последние 3 года наблюдается стабильный рост количества ТС в Рос-

сийской Федерации на 2,378 – 2,809 млн. единиц в год.

Количество образовательных учреждений (организаций), осуществляющих подготовку води-

телей транспортных средств в РФ показано в табл. 2.

Анализируя табл. 2, можно сделать вывод о том, что иные (частные) автошколы составляют

максимальное количество автошкол в стране – 3870 штук (47,8%). Далее по численности больше все-

го автошкол в Минобрнауки России 2410 штук (29,8%) и ДОСААФ России 1201 штук (14,8%). Во

Всероссийском обществе автомобилистов (ВОА) количество автошкол 321 штук в 3,7 раза меньше,

чем в ДОСААФ России 1201 штук.