

Механики XXI веку. № 15 2016 г.
338
11 августа 2014 года вступил в силу Приказ Минобрнауки РФ от 26 декабря 2013 г. № 1408
[1] по согласованию с Минтрансом РФ, МВД Российской Федерации и Минздравом РФ. В целях реа-
лизации Федерального закона № 196-ФЗ [2] приказом № 1408 утверждены 28 примерных программ
профессионального обучения водителей транспортных средств (ТС) соответствующих категорий и
подкатегорий.
При этом утратили силу Приказ Минобрнауки РФ от 18 июня 2010 г. № 636 [3], а также Фе-
деральный закон РФ от 7 мая 2013 г. № 92-ФЗ [4] и Кодекс Российской Федерации от 5 ноября 2013 г.
"Об административных правонарушениях" [5], которые включали соответственно пять и шестна-
дцать типов примерных программ подготовки водителей ТС.
Очевидно, разработчики новых примерных программ предположили, что количество про-
грамм должно перейти в качество обучения водителей. Через год после внедрения этих программ по-
пытаемся проанализировать их эффективность. В основу исследования положим данные из различ-
ных статистических источников.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) обнародовала стати-
стику дорожно-транспортных происшествий (ДТП) за первое полугодие 2015 г. [6]. Официально
практически по всем параметрам идет снижение аварийности. Всего за этот период в России про-
изошло 79 199 ДТП (-6,3% к уровню января-июня 2014 г.). В них погибло 9712 человек (-11,9%), ра-
нено 99 740 человек (-6,8%).
Как и прежде, одной из самых частых причин совершения ДТП являются неудовлетворитель-
ные условия содержания и обустройства улично-дорожной сети. Из-за плохих дорог произошло 40%
всех дорожно-транспортных происшествий или 30 667 ДТП (-4,1%), из-за нарушений правил дорож-
ного движения (ПДД) водителями транспортных средств случилось 68 412 ДТП (-6,7%).
Другой источник [7] утверждает, что рост смертей в ДТП в России неуклонно растет, не
смотря на меры применяемые властями. Это связанно с ростом количества автомобилей на дорогах
РФ и плохим качеством автодорог. Проблема эта системная и комплексная. Есть вопросы к уровню
подготовки в автошколах, коррупционная составляющая при получении водительских удостоверений
и, в первую очередь, культура людей и собственное отношение к безопасности дорожного движения.
Опыт развитых Западных стран говорит о том, что в целом аварийность можно снизить толь-
ко комплексными мерами, такими как пропаганда безопасности дорожного движения, ужесточение
наказания за нарушения ПДД, повышение качества обучения в автошколах, улучшение дорожного
покрытия, усовершенствование организации дорожного движения и многими другими мерами позво-
ляющими достичь существенного снижения общего количества ДТП и тяжких последствий от них.
Таким образом, главными факторами при совершении большого количества дорожно-
транспортных происшествий и их последствий в Российской Федерации являются: 1) неудовлетвори-
тельные условия содержания и обустройства улично-дорожной сети; 2) нарушение правил дорожного
движения водителями транспортных средств; 3) рост количества автомобилей на дорогах РФ; 4) не-
достаточный уровень подготовки курсантов в автошколах. Целью данного исследования являются
три последних пункта указанной проблемы.
Динамика роста количества автотранспортных средств в Российской Федерации за последние
3 года представлена в табл. 1.
Таблица 1
Рост количества автотранспортных средств в Российской Федерации
Годы
2012
2013
2014
Количество ТС и
прицепов к ним
всего, штук (+%)
50512132 (+5,7%)
53321510 (+5,6%)
55699737 (+4,4%)
Из табл. 1 видим, что за последние 3 года наблюдается стабильный рост количества ТС в Рос-
сийской Федерации на 2,378 – 2,809 млн. единиц в год.
Количество образовательных учреждений (организаций), осуществляющих подготовку води-
телей транспортных средств в РФ показано в табл. 2.
Анализируя табл. 2, можно сделать вывод о том, что иные (частные) автошколы составляют
максимальное количество автошкол в стране – 3870 штук (47,8%). Далее по численности больше все-
го автошкол в Минобрнауки России 2410 штук (29,8%) и ДОСААФ России 1201 штук (14,8%). Во
Всероссийском обществе автомобилистов (ВОА) количество автошкол 321 штук в 3,7 раза меньше,
чем в ДОСААФ России 1201 штук.