Previous Page  332 / 457 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 332 / 457 Next Page
Page Background

Механики XXI веку. № 15 2016 г.

332

частот от 10 Гц до 110 Гц. Так как отказы моторных подшипников НВА-55 значительны, предполагается,

что фактором, способствующим этому, являются циклические знакопеременные нагрузки от пульсаций элек-

тромагнитного момента, вызывающие усталостное разрушение металла. Предлагается использовать для

питания вспомогательных асинхронных машин электровозов системы частотно-регулируемого электропри-

вода с автономным инвертором напряжения с широтно-импульсным регулированием. При этом обеспечива-

ется симметрия и стабилизация трехфазной системы напряжений, что позволяет получить знакопостоян-

ный электромагнитный момент двигателя с малыми пульсациями, смещенными в область более высоких час-

тот.

Известна проблема отказов трехфазных вспомогательных асинхронных электрических машин

(АЭМ) электровозов переменного тока из-за неисправностей подшипниковых узлов. По данным ста-

тистики ОАО «РЖД» за 2010 год для АЭМ типа АНЭ-225 (электровоз ВЛ85) доля отказов из-за не-

исправностей подшипниковых узлов составила 37 % от общего количества неисправностей, для

АЭМ типа АЭ 92-4 (электровозы ВЛ80) – 28 %, а для АЭМ типа НВА-55 (электровозы семейств «Ер-

мак» и ЭП1) – 33 %. Более объемные данные по этому вопросу (за период 2006 – 2011 гг.) для АЭМ

типа НВА-55 электровозов семейства «Ермак» приведены в [1]: для 1-го мотор-вентилятора (МВ) –

2,4 %; для 2-го МВ – 1,43 %; для 3-го МВ – 4,55 %; для мотор-компрессора – 6,78 %; для пускового

двигателя, не несущего на валу механической нагрузки и выполняющего функцию электромеханиче-

ского расщепителя фаз (РФ) – 72,73 %. Отмечено бриннелирование дорожек качения. Таким образом,

проблема актуальна и заслуживает изучения причин, факторов, вызывающих неисправности под-

шипниковых узлов.

Кроме неисправностей подшипниковых узлов для указанных АЭМ большое количество отка-

зов связано с пробоем обмоток статора и выплавлениями литых короткозамкнутых обмоток ротора,

что связано с тепловыми процессами в АЭМ. Эти вопросы применительно к НВА-55 освещены в [2].

Их исследование проведено при помощи компьютерного моделирования на специально разработан-

ной модели асинхронного вспомогательного электропривода. Схема вспомогательного электропри-

вода электровозов «Ермак» и описание принципа его работы опубликованы, например, в [3]. Подра-

зумевается, что в практике эксплуатации на борту электровозов вспомогательные АЭМ питаются не-

стабилизированным трёхфазным напряжением с коэффициентом несимметрии напряжений по обрат-

ной последовательности [4] до 16 % [5, 6], суммарный коэффициент гармонических составляющих

напряжения [4] до 26 % [5]. Наглядное представление о несимметрии напряжений питания АЭМ

НВА-55 электровоза «Ермак» дают данные табл. 1. Результаты исследований спектра напряжений и

токов АЭМ на электровозах переменного тока опубликованы в [7]. Пример опытных осциллограмм

напряжений и токов, измеренных на электровозе «Ермак» специалистами ОАО «ВЭлНИИ» (г. Ново-

черкасск), дан на рис. 1, где сверху показаны три графика фазных токов, а ниже – еще три графика

линейных (междуфазных напряжений) в системе питания вспомогательных АЭМ (установившийся

режим работы, подключены 1-й МВ, 2-й МВ и мотор-компрессор, напряжение в контактной сети 27

кВ, на осциллограммах приняты масштабы: тока 100 А/деление, напряжения 500 В/деление, времени

(горизонтальная ось) 0,004 с/деление).

Таблица 1

Измеренные и расчётные характеристики питающих напряжений АЭМ НВА-55 на электровозе

2ЭС5К № 031 семейства «Ермак» [5]

Измеренные значения [5]

Расчётные значения

Действующие значения ос-

новной гармоники фазных

напряжений, В

Фазные углы основной гармо-

ники фазных напряжений, гра-

дусов

Действующие значения ос-

новной гармоники линейных

напряжений, В

U

U

U

ф2

ф3

12

U

23

U

31

U

112

187

202

0

115

250

255

359

262

Тем не менее, как ранние исследования [2], так и рассматриваемые в этой статье, проведены в

предположении синусоидальности питающих напряжений АЭМ, так как, по мнению автора, высшие

временные гармоники токов и напряжений в данном случае лишь усугубляют основной вредный

фактор – несимметрию системы нестабилизированных напряжений питания.

Компьютерная модель электромеханической системы [2] позволяет получать информацию не

только об электрических, тепловых, но и механических координатах АЭМ: частоте вращения ротора

n

, моменте статических сопротивлений на валу

c

M

и электромагнитном моменте, развиваемом