Актуальные проблемы в машиностроении. 2016. №3
Материаловедение
в машиностроении
____________________________________________________________________
479
УДК 620.17
ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕФОРМАЦИИ ПРИ ВДАВЛИВАНИИ СФЕРИЧЕСКОГО
ИНДЕНТОРА С ДЕФОРМАЦИЕЙ ПРИ РАСТЯЖЕНИИ
*
П.М.
ОГАР
, доктор техн. наук, профессор
Д.Б.
ГОРОХОВ
, канд. техн. наук, доцент
(
БРГУ, г. Братск
)
Огар П.М.
665709, г. Братск, ул. Макаренко 40,
Братский государственный университет,
e-mail:
ogar@brstu.ruСтатья посвящена определению деформации при внедрении сферы и ее взаимосвязи с
деформацией при растяжении. Рассмотрены методы определения контактной деформации.
Указано, что в последнее время для определения деформации широко используется конечно-
элементный анализ, который учитывает эффекты «sink-in/pile-up». Описан энергетический
подход к определению деформации при вдавливании сферы.
Представлены
соответствующие графические зависимости.
Ключевые слова:
диаграмма растяжения, деформация, внедрение сферы, диаграмма
вдавливания, степенной закон Холломона, экспонента упрочнения.
Введение
Вопрос об оценке величины деформации при вдавливании сферического индентора и
взаимосвязи ее с деформацией при растяжении является ключевым при разработке методов
безобразцового определения свойств материалов по параметрам твердости.
Для описания истинных напряжений при растяжении (сжатии) в настоящее время
широко используется степенной закон Холломона (Hollomon’s power law)
;
,
;
,
1
y
n n
y
y
E
E
S
(1)
где
E
модуль упругости; ε
деформация при растяжении (сжатии);
,
E
y
y
y
y
S
предел текучести.
Абсурд ситуации состоит в том, что, несмотря на значительные различия в оценке
величины деформации при вдавливании сферы разными исследователями [1], получены
удовлетворительные результаты в определении механических свойств по параметрам
твердости.
Методы определения деформации
Для удобства дальнейшего изложения материала приведем краткий обзор выражений.
Более подробно вопрос рассмотрен в работе [1].
*
Исследования выполнены при поддержке Минобрнауки России в рамках госзадания №2014/10 (проект № 1754).