Актуальные проблемы в машиностроении. 2016. №3
Технологическое оборудование,
оснастка и инструменты
____________________________________________________________________
305
Покрытие №1 уже на второй минуте показало увеличение коэффициента трения до
значения 0,23, и далее его значение продолжало расти до возникновения на 10 минуте эф-
фектов схватывания контртел и вибрации фрикционной системы. Покрытие, сформирован-
ное по варианту №2, обеспечило значение коэффициента трения ниже 0,2 (значение 0,2 – по-
казатель антифрикционности покрытия) на всем использованном временном интервале ис-
пытаний. Его коэффициент трения достигает 0,06-0,07 на 20 минуте и сохраняется вплоть до
прекращения испытаний на 60 минуте.
С целью изучения работоспособности покрытия в условиях, максимально прибли-
женных к реальным, в дальнейшем будут проведены испытания на макетных образцах под-
шипников скольжения с нанесенным по оптимизированным режимам антифрикционным по-
крытием Ti-C-Mo-S. Для проведения испытаний сконструирован и изготовлен стенд, позво-
ляющий оценить работоспособность двигателя по показаниям значения потребляемого тока,
а также путем отслеживания его виброшумовых характеристик.
Выводы
1. Для проведения дальнейших работ по созданию подшипников скольжения с твер-
дым антифрикционным покрытием выбран комбинированный магнетронно-плазменный спо-
соб осаждения композиции Ti-C-Mo-S c предварительным легированием основы изделия
(рабочих элементов подшипника) сочетанием элементов, идентичных тем, что входят в со-
став покрытия.
2. Для создания подшипников специального назначения (например, эксплуатируемых
в условиях химически активной среды или применяемых в аэрокосмической отрасли) в
дальнейшем будут проведены физико-трибологические исследования покрытия на коррози-
онностойкой стали 20Х13 и титановом сплаве ВТ6.
Список литературы
1.
Гаркунов Д.Н
. Триботехника. – М.: Машиностроение, 1989. – 328 с.
2. Coefficient of friction and wear of sputtered a-C thin coatings containing Mo / P. Novak,
J. Musil, R. Cerstvy, A. Jager // Surface and Coating Technology. – 2010. – Vol. 205. – P. 1486–
1490.
3. Relationship between mechanical properties and coefficient of friction of sputtered a-
C/Cu composite thin films / J. Musil, M. Louda, Z. Soukup, M. Kubasek // Diamond and Related
Materials. – 2008. – Vol. 18. – P. 1905–1911.
4.
Steinmann M., Muller A., Meerkamm H
. A new type of tribological coating for machine
elements based on carbon, molybdenum disulphide and titanium diboride // Tribology International.
– 2004. – Vol. 37. – P. 879–885.
5. Investigation of mechanical properties of TiN + MoSx coating on plasma-nitrided
substrate / M. Rahman, J. Haider, D.P. Dowling, P. Duggan, M.S.J. Hashmi // Surface and Coatings
Technology. – 2005. – Vol. 200. – P. 1451–1457.
6.
Берлин Е.В., Сейдман Л.А
. Ионно-плазменные процессы в тонкопленочной
технологии. – М.: Техносфера, 2010. – 528 с.
7. Влияние ионнопучковой обработки на структуру и трибомеханические свойства
покрытий TiN / В.П. Сергеев, М.В. Федорищева, О.В. Сергеев, А.В. Воронов, И.К. Зверев //
Физика и химия обработки материалов. – 2008. – № 2. – С.10–13.
8.
Савостиков В.М., Потекаев А.И., Табаченко А.Н
. Физико-технологические основы
создания градиентно-слоистых поверхностей многокомпонентного состава совмещением
методов ионно-диффузионного насыщения, магнетронного и вакуумно-дугового осаждения
// Известия вузов. Физика. – 2011. – Т. 54, № 7. – С. 26–34.