Actual Problems in Machine Building. 2016. N 3
Technological Equipment, Machining
Attachments and Instruments
____________________________________________________________________
304
На рисунке 2 отражены результаты сравнительной оценки прочности сцепления по-
крытия Ti-C-Mo-S с подложкой из стали 40Х по характеру и площади разрушения покрытия
вокруг отпечатков Виккерса.
Рис. 2.
Вид отпечатков по Викерсу при нагрузке на индентор 2,0 Н для покрытий,
нанесенных по варианту №1 (а) и варианту №2 (б).
Анализируя вид отпечатков, можно сделать вывод, что покрытие, осажденное на азо-
тированный подслой в варианте №1, характеризуется меньшей прочностью сцепления с под-
ложкой по сравнению с вариантом №2, о чем свидетельствует большая площадь отслоения
покрытия вокруг отпечатка (см. рис. 2а и рис.2б). Данные, полученные из анализа отпечатков
Роквелла, полностью согласуются с данными, полученными из анализа отпечатков Виккерса.
Результаты фрикционных испытаний при всех использованных нагрузках на индентор
подтвердили данные исследования прочности сцепления покрытия Ti-C-Mo-S с подложкой
для двух технологических вариантов предварительного модифицирования ее поверхностного
слоя. Во всех случаях покрытие, сформированное по варианту №1 с предварительным азоти-
рованием, гораздо быстрее изнашивалось и теряло свои антифрикционные свойства по срав-
нению с покрытием, сформированным по варианту №2 с предварительным магнетронно-
плазменным легированием поверхностного слоя. На рисунке 3 приведены характерные зави-
симости изменения коэффициента трения со временем для вариантов №1 и №2 при нагрузке
на индентор 1,0 Н.
Рис. 3.
Зависимость коэффициента трения от времени испытаний для покрытий,
сформированных по варианту №1 и №2. Нагрузка на индентор P=1,0 Н.
а
б