Previous Page  304 / 530 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 304 / 530 Next Page
Page Background

Actual Problems in Machine Building. 2016. N 3

Technological Equipment, Machining

Attachments and Instruments

____________________________________________________________________

304

На рисунке 2 отражены результаты сравнительной оценки прочности сцепления по-

крытия Ti-C-Mo-S с подложкой из стали 40Х по характеру и площади разрушения покрытия

вокруг отпечатков Виккерса.

Рис. 2.

Вид отпечатков по Викерсу при нагрузке на индентор 2,0 Н для покрытий,

нанесенных по варианту №1 (а) и варианту №2 (б).

Анализируя вид отпечатков, можно сделать вывод, что покрытие, осажденное на азо-

тированный подслой в варианте №1, характеризуется меньшей прочностью сцепления с под-

ложкой по сравнению с вариантом №2, о чем свидетельствует большая площадь отслоения

покрытия вокруг отпечатка (см. рис. 2а и рис.2б). Данные, полученные из анализа отпечатков

Роквелла, полностью согласуются с данными, полученными из анализа отпечатков Виккерса.

Результаты фрикционных испытаний при всех использованных нагрузках на индентор

подтвердили данные исследования прочности сцепления покрытия Ti-C-Mo-S с подложкой

для двух технологических вариантов предварительного модифицирования ее поверхностного

слоя. Во всех случаях покрытие, сформированное по варианту №1 с предварительным азоти-

рованием, гораздо быстрее изнашивалось и теряло свои антифрикционные свойства по срав-

нению с покрытием, сформированным по варианту №2 с предварительным магнетронно-

плазменным легированием поверхностного слоя. На рисунке 3 приведены характерные зави-

симости изменения коэффициента трения со временем для вариантов №1 и №2 при нагрузке

на индентор 1,0 Н.

Рис. 3.

Зависимость коэффициента трения от времени испытаний для покрытий,

сформированных по варианту №1 и №2. Нагрузка на индентор P=1,0 Н.

а

б