Актуальные проблемы в машиностроении. 2016. №3
Технологическое оборудование,
оснастка и инструменты
____________________________________________________________________
301
УДК 621.793
К ЗАДАЧЕ СОЗДАНИЯ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ
С ИОННО-ПЛАЗМЕННЫМ АНТИФРИКЦИОННЫМ ПОКРЫТИЕМ
*
А.Ю. ШУБИН
1
, аспирант
В.С. ДМИТРИЕВ
1
, доктор тех. наук, профессор
В.Х. ДАММЕР
1
, канд. техн. наук
А.И. ПОТЕКАЕВ
2
, доктор физ.-мат. наук, профессор
В.М. САВОСТИКОВ
2
, канд. техн. наук
А.Н. ТАБАЧЕНКО
2
, канд. физ.-мат. наук
(
1
НИ ТПУ, г. Томск,
2
НИ ТГУ, г. Томск)
Шубин А.Ю.
– 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30,
Национальный исследовательский Томский политехнический университет,
e-mail:
ayshubin@gmail.comДля снижения виброшумов и повышения надежности работы электродвигателей
проводятся исследования по замене подшипников качения на подшипники скольжения с
ионно-плазменным антифрикционным покрытием. В качестве материала покрытия выбрана
композиция Ti-C-Mo-S, содержащая износостойкие карбиды и антифрикционные сульфиды
металлов. Для нанесения покрытия исследованы комбинированные магнетронно-плазменные
методы с предварительным модифицированием поверхностного слоя подложки –
азотированием или многокомпонентным легированием. Установлено, что предварительное
магнетронно-плазменное легирование подложки совокупностью атомов Ti-C-Mo-S
обеспечивает больший ресурс работы покрытия и более низкий коэффициент трения
(0,06÷0,07) по сравнению с ионно-плазменным азотированием подложки. Для проведения
натурных испытаний подшипников скольжения с антифрикционными покрытиями
разработан и изготовлен специализированный стенд.
Ключевые слова:
подшипник скольжения, покрытие, ионно-плазменные методы,
азотирование, легирование, твердость, прочность сцепления, фрикционные испытания,
коэффициент трения.
Введение
Для электродвигателей, к которым предъявляются специальные требования по
виброшумовым характеристикам, необходимо особое внимание уделять опорным подшип-
никовым узлам роторов. Подшипники качения, в силу своих конструктивных особенностей,
не обеспечивают низкий уровень виброшумовых характеристик [1]. Авторы работы полага-
ют, что в данном случае целесообразно заменить подшипники качения подшипниками
скольжения. Традиционные подходы в конструировании подшипников скольжения, работа-
ющих на жидких смазках, предусматривают применение относительно сложной системы
принудительной подачи смазки в зону трения. Задача – обеспечить достаточный ресурс ра-
боты подшипника упрощенной конструкции, т.е. без системы принудительной подачи жид-
*
Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках госзадания № 2014/223 (код проекта
727).