Previous Page  301 / 530 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 301 / 530 Next Page
Page Background

Актуальные проблемы в машиностроении. 2016. №3

Технологическое оборудование,

оснастка и инструменты

____________________________________________________________________

301

УДК 621.793

К ЗАДАЧЕ СОЗДАНИЯ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ

С ИОННО-ПЛАЗМЕННЫМ АНТИФРИКЦИОННЫМ ПОКРЫТИЕМ

*

А.Ю. ШУБИН

1

, аспирант

В.С. ДМИТРИЕВ

1

, доктор тех. наук, профессор

В.Х. ДАММЕР

1

, канд. техн. наук

А.И. ПОТЕКАЕВ

2

, доктор физ.-мат. наук, профессор

В.М. САВОСТИКОВ

2

, канд. техн. наук

А.Н. ТАБАЧЕНКО

2

, канд. физ.-мат. наук

(

1

НИ ТПУ, г. Томск,

2

НИ ТГУ, г. Томск)

Шубин А.Ю.

– 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30,

Национальный исследовательский Томский политехнический университет,

e-mail:

ayshubin@gmail.com

Для снижения виброшумов и повышения надежности работы электродвигателей

проводятся исследования по замене подшипников качения на подшипники скольжения с

ионно-плазменным антифрикционным покрытием. В качестве материала покрытия выбрана

композиция Ti-C-Mo-S, содержащая износостойкие карбиды и антифрикционные сульфиды

металлов. Для нанесения покрытия исследованы комбинированные магнетронно-плазменные

методы с предварительным модифицированием поверхностного слоя подложки –

азотированием или многокомпонентным легированием. Установлено, что предварительное

магнетронно-плазменное легирование подложки совокупностью атомов Ti-C-Mo-S

обеспечивает больший ресурс работы покрытия и более низкий коэффициент трения

(0,06÷0,07) по сравнению с ионно-плазменным азотированием подложки. Для проведения

натурных испытаний подшипников скольжения с антифрикционными покрытиями

разработан и изготовлен специализированный стенд.

Ключевые слова:

подшипник скольжения, покрытие, ионно-плазменные методы,

азотирование, легирование, твердость, прочность сцепления, фрикционные испытания,

коэффициент трения.

Введение

Для электродвигателей, к которым предъявляются специальные требования по

виброшумовым характеристикам, необходимо особое внимание уделять опорным подшип-

никовым узлам роторов. Подшипники качения, в силу своих конструктивных особенностей,

не обеспечивают низкий уровень виброшумовых характеристик [1]. Авторы работы полага-

ют, что в данном случае целесообразно заменить подшипники качения подшипниками

скольжения. Традиционные подходы в конструировании подшипников скольжения, работа-

ющих на жидких смазках, предусматривают применение относительно сложной системы

принудительной подачи смазки в зону трения. Задача – обеспечить достаточный ресурс ра-

боты подшипника упрощенной конструкции, т.е. без системы принудительной подачи жид-

*

Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках госзадания № 2014/223 (код проекта

727).