Previous Page  345 / 457 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 345 / 457 Next Page
Page Background

Конструкции, технические и эксплуатационные свойства транспортных средств

345

го крутящего момента арочные шины и пневмокатки изготавливаются из резины на основе дорого-

стоящего натурального каучука. Но всё же узлы и агрегаты транспортных средств повышенной про-

ходимости, оборудованных шинами сверхнизкого давления, ускоренно выходят из строя при движе-

нии по неровным дорогам.

Уменьшения динамического действия неровностей опорной поверхности на транспортное

средство повышенной проходимости можно добиться установкой дополнительного упругого элемен-

та кольцевой конфигурации между диском и ободом колеса, представленного на рис. 3.

Представляют интерес, с точки зрения плавности хода, некоторые конструкции колёс с изме-

няемой геометрической формой, которые могут применяться на транспортных средствах, предназна-

ченных для работы в широком диапазоне изменения дорожных условий, так же как и шины с регули-

руемым внутренним давлением воздуха. Если плавности хода как одному из основных эксплуатаци-

онных свойств, обеспечивающему сохранность перевозимых грузов и комфортабельность водителя и

пассажиров, посвящено множество глубоких теоретических исследований учёных И. Г. Пархилов-

ского, Я. И. Певзнера, O. K. Прутчикова, Р. В. Ротенберга, A. A. Силаева, A. A. Хачатурова, C. B.

Цимбалина, H. H. Яценко, В. В. Мазура [1 – 3], то многообразие конструкций колёсных движителей

отражено в виде технических решений [4 – 13], защищенных авторскими свидетельствами и патента-

ми. Все представленные конструкции колёсных движителей в той или иной степени повышают плав-

ность хода транспортного средства.

Рис. 3. Колесо повышенной эластичности (патент № 4765382 США):

1 - пневматическая шина; 2- диск; 3- обод; 4- резиновый упругий элемент

Патентоспособность конструкций пружинящих колёс конца XIX начала XX века заключается

в уменьшении динамических воздействий со стороны неровностей дорожной поверхности на транс-

портное средство, а также способности замены дорогостоящих пневматических шин на ранних ста-

диях их развития и использования. Патентоспособность современных конструкций металлоупругих

колёс заключается в первую очередь в способности повысить проходимость и грузоподъёмность

транспортного средства, а также уменьшить удельное давление на почву и нагрузки на трансмиссию.

Но даже на современном этапе развития теории эксплуатационных свойств, опубликованные мате-

риалы не содержат теоретических обобщений и не позволяют судить об оптимальности той или иной

конструкции. Одной из немногочисленных публикаций, где представлена математическая модель

процесса качения металлоупругого колеса по грунту, является работа советских учёных Ю.Л. Рожде-

ственского и H.A. Забавникова "Особенности взаимодействия металлоупругого колеса с опорной по-

верхностью". Работа направлена на повышение проходимости транспортного средства, а расчёт жё-

сткости металлоупругого колеса производиться по эмпирической формуле, полученной в результате

испытаний конструктивно подобных экспериментальных колёс, отличающихся радиальной жёстко-

стью.

Поэтому, теоретически обоснованные исследования влияния установки упругих элементов

между ступицами и ободьями колёсных движителей транспортных средств на плавность хода до на-

стоящего времени не проводились. А современное состояние проблемы определило необходимость

решения следующих задач:

1.

Разработать математическую модель колебательной системы транспортного средства с

внутренним подрессориванием колёс.

2.

Определить область применения колёс с внутренним подрессориванием.