

Механики XXI веку. № 15 2016 г.
348
точной опорной плиты
как показано на рис.2.
По соображениям безопасности при проведении
сравнительных испытаний на участках автомобильных дорог общего пользования эксперименталь-
ный образец колеса также был установлен на задней оси справа. Скорость движения автомобиля ВАЗ
2115 в снаряжённом состоянии с частичной загрузкой, состоящей из водителя, экспериментатора и
измерительной аппаратуры, контролировалась по спидометру.
а)
б)
в)
Рис.1. Экспериментальные образцы упругих опорных колец: а - опорное кольцо из эластичного полиуретана
марки СУРЭЛ ТФ-235; б - опорное кольцо из эластичного полиуретана СКУ-ПЛ-60 в сборе с бескамерной
пневматической шиной Rosava БЦ-4 175/70R13; в - упругое опорное кольцо в сборе с колесом без пневматиче-
ской шины на автомобильном легковом прицепе КЗАП 8140
В процессе испытаний с помощью виброизмерительной аппаратуры и программы
"Многока-
нальный осциллограф"
были получены осциллограммы вертикальных виброускорений при движении
автомобиля по разбитой грунтовой дороге с гравийно-щебёночным покрытием со скоростями 45 и 60
км/ч. В качестве примера на рис.3 представлена осциллограмма вертикальных виброускорений на
правом кронштейне крепления заднего пассажирского сидения автомобиля ВАЗ 2115 при скорости
движения 45 км/ч без избыточного давления воздуха в пневматической шине правого заднего колеса.
Среднее квадратичное значение вертикального виброускорения на приведённой осциллограмме
σ
1,99 м/с
2
, что на 27,5 % превышает виброускорение автомобиля ВАЗ 2115 при избыточном дав-
лении воздуха во всех пневматических шинах и тех же условиях и режимах испытаний.
На рис.4 приведены сравнительные 1/3-октавные спектры средних квадратичных виброуско-
рений
на правом кронштейне крепления заднего сидения автомобиля ВАЗ 2115 при движении
по разбитой грунтовой дороге со скоростью 60 км/ч. Корректированное значение вертикаль-
ного виброускорения
при избыточном давлении воздуха в пневматических шинах
σ
1,31 м/с
2
и
1,78 м/с
2
- без
избыточного давления воздуха в пневматической шине правого заднего колеса
.
Рис.2. Установка акселерометров ВС 110 и ВС 210 в салоне автомобиля ВАЗ 2115