Previous Page  343 / 457 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 343 / 457 Next Page
Page Background

Конструкции, технические и эксплуатационные свойства транспортных средств

343

УДК 625.096

Колёсные движители, повышающие плавность хода транспортных средств

Назиров А.К.

а

, Зинченко В.А.

b

Братский государственный университет, ул. Макаренко 40, Братск, Россия

a

aleg.91.91@mail.ru

,

b albertovna-v@mail.ru,

Ключевые слова:

подвеска, колесо с внутренним подрессориванием, пневматические шины,

плавность хода, металлоупругиое колесо

Колесо, как древнейшее изобретение человечества, за время своего существования претерпело много-

численные изменения. Первые колёса были изготовлены из дерева. Колёса со ступицей и деревянными спицами

появились в XVII веке до нашей эры. Ни о каких упругих свойствах первых колёс говорить не приходится. Кро-

ме того, деревянные колёса имели тенденцию рассыхаться и создавали много шума при движении. В XVIII веке

на каретах стали широко применяться рессорные подвески и колёса с легкой металлической шиной, служащей

для повышения прочности.

Характерной особенностью дорожной сети России является большая протяжён-

ность дорог с неровной поверхностью. Движение транспортного средства по таким дорогам сопровождает-

ся непрерывными колебаниями, которые оказывают вредное воздействие на водителя, пассажиров и перево-

зимые грузы, ухудшают условия работы агрегатов и узлов. Кроме того, интенсивные колебания вызывают

быстрое утомление водителя и вынуждают его уменьшать скорость движения, что существенно уменьшает

производительность транспортного средства, а также препятствует полной реализации его эксплуатацион-

ных возможностей.

До появления пневматических шин никакая подвеска не спасала первые автомобили, обору-

дованные деревянными колёсами, от постоянных толчков и ударов, получаемых от неровностей до-

роги. Конструкторы были вынуждены создавать большой запас прочности при изготовлении отдель-

ных узлов и деталей, но это увеличивало массу транспортного средства, что, в свою очередь, увели-

чивало действие толчков и ударов.

Первые шины из сплошной резины применялись только при малых скоростях и были лишь

средством для уменьшения шума и обеспечения надёжного контакта колёс с дорогой. В настоящее

время такими шинами обычно снабжаются колёса напольного транспорта и опорные катки гусенич-

ных машин.

Первым, кто официально зарегистрировал изобретение пневматической шины, был Роберт

Томсон. В патенте №10990, датированным 10 июня 1846 г., написано: "Суть моего изобретения со-

стоит в применении эластичных опорных поверхностей вокруг ободьев колёс экипажей с целью

уменьшения силы, необходимой для того, чтобы тянуть экипажи, тем самым облегчая движение и

уменьшая шум, который они создают при движении". На рис. 1.1 представлена конструкция "воз-

душного колеса" Томсона. Пневматическая шина состояла из двух частей: камеры и наружного по-

крытия. Камера была изготовлена из нескольких слоев ткани, пропитанной и покрытой с обеих сто-

рон натуральным каучуком. Наружное покрытие было изготовлено из кусков кожи, соединённых за-

клёпками. Кроме того, шина имела клапан для накачивания воздухом.

После смерти Томсона "воздушное колесо" было забыто. Новым изобретателем пневматиче-

ской шины был шотландец Джон Данлоп. 23 июля 1888 г. Джону Данлопу был выдан патент №10607

на изобретение "пневматического обруча", который представлен на рис. 1. Камера, изготовленная из

резинового поливочного шланга, крепилась на обод металлического колеса в промежутках между

спицами при помощи прорезиненной ткани, образующей каркас шины.

Изобретение пневматической шины было бы невозможно, если бы в 1839г. американцем Ч.

Гудьиром не был бы открыт процесс взаимодействия каучука с серой при нагревании, в результате

которого термопластичный, липкий, малопрочный каучук превращался в высокоэластичную, проч-

ную резину. Этот процесс, названный вулканизацией, обеспечил быстрое развитие резиновой про-

мышленности.

В 1895г. пневматическими шинами был впервые оборудован автомобиль французской фирмы

"Мишлен", а в 1900г. ими были оборудованы все автомобили, представленные на Парижской выстав-

ке.

С установкой пневматических шин существенно улучшились плавность хода и проходимость

транспортных средств. В дальнейшем основные изобретения в области пневматических шин были,

прежде всего, связаны с повышением их прочности и долговечности.