

Механики XXI веку. № 15 2016 г.
304
КОНСТРУКЦИИ, ТЕХНИЧЕСКИЕ И
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
УДК 629.4
Применение принципа регулирования по возмущению для
улучшения показателей динамики системы «грузовой вагон-путь»
Нехаев В.А., Николаев В.А.
а
, Челтыгмашев Е.П.
Омский государственный университет путей сообщения, 644046 пр. К. Маркса, 35, г.Омск, Россия
а
NikolaevVA@Omgups.ruКлючевые слова:
безопасность движения, рессорное подвешивание грузового вагона, прин-
цип компенсации внешних возмущений, показатели динамических качеств
Выполнен анализ конструкций тележек грузовых вагонов, обращающихся на сети железных дорог
Российской Федерации. Показаны недостатки морально и физически устаревшей тележки модели 18-100,
созданной более полувека тому назад. Приведены причины, влияющие на безопасность движения поездов и на
количество дефектов узлов вагонов и верхнего строения пути. Основными из них являются большая необрес-
соренная масса тележки, а также недостаточная гибкость рессорного комплекта и параллелограммирование
тележки. Показана высокая эффективность применения принципа компенсации внешних возмущений в буксо-
вом рессорном подвешивании тележки вагона. Дополнительный упругий элемент установлен параллельно ос-
новному упругому элементу подвески. В положении статического равновесия он обладает максимальным за-
пасом потенциальной энергии, и в процессе колебаний компенсирует динамическую реакцию основного упруго-
го элемента. Установлено, что динамические силы в рессорном комплекте такой тележки в два раза меньше,
чем в тележке с типовым рессорным подвешиванием, имеющим статический прогиб 70 мм.
Известно, что, в существующих условиях жесткой рыночной экономики создание подвижного
состава, отвечающего современным требованиям, обеспечивает повышение пропускной и провозной
способностей железных дорог, которые в решающей мере определяют эффективность эксплуатации и
конкурентоспособность Российских железных дорог.
Эффективность грузоперевозок, доставляющих основную долю прибыли ОАО «РЖД», в зна-
чительной мере зависит от производительности вагона, которая определяется допустимой осевой на-
грузкой и конструкционной скоростью движения в прямых и кривых участках пути. Последние два
показателя и безопасность движения в решающей мере зависят от динамических качеств грузовых
вагонов.
Как показывает практика, значительная часть браков железнодорожного подвижного состава
в эксплуатации приходится на вагонное хозяйство. Это в решающей мере обусловлено эксплуатацией
морально устаревших трехэлементных тележек, основу которых составляет тележка Барбера. Ее пер-
вая модель создана в конце 20-х годов прошлого века. Недостаточный статический прогиб рессорно-
го комплекта, большая необрессоренная масса и зазоры в сочленениях узлов тележки, ее недостаточ-
ная сдвиговая жесткость и малая приведенная длина маятника в порожнем состоянии служат причи-
ной возникновения интенсивных боковых колебаний таких вагонов, снижающих устойчивость про-
тив вкатывания гребня колеса на головку рельса, а также приводят к появлению многочисленных де-
фектов ходовой части вагонов (ползунов, выщербин и др.) и верхнего строения пути. Несмотря на
принимаемые меры, в 2013 г. произошло 37 случаев изломов боковых рам тележек, в 2014 г – 21 слу-
чай изломов литых деталей тележки, приводящих к сходам вагонов с рельсов и крушениям поездов, в
2015 – 8. В 2014 г при осмотре на станциях выявлено 16550 трещин боковых рам. Кроме того, до-
полнительные динамические силы, обусловленные воздействием ползунов и значительного коли-
чества выщербин и ползунов твердых колес вагонов на рельсы, формируют «дробовой эффект»,
служащий причиной появления дефектов рельсов контактно-усталостного происхождения. Еже-
годно на сети российских железных дорог суммарное количество рельсов с дефектами контактно-