

Механики XXI веку. № 15 2016 г.
308
The application of the principle by regulation disturbance for
improvement dynamics of the system "freight car- railway track"
Nekhaev V.A., Nikolaev V.A.
а
, Cheltigmachev E.P.
Omsk State Transport University, 35 K. Marx Avenue, Omsk, 644046, Russian Federation
а
NikolaevVA@Omgups.ruKeywords:
traffic safety, the spring suspension of freight car, the principle of compensation of
external disturbances, indicators of dynamic qualities
The analysis of constructions of bogies of freight cars circulating on the railway network of the Russian Fed-
eration. Showing the shortcomings of the morally and physically obsolescent bogie model 18-100, constructed over
half a century ago. Are the causes that influence the safety of train traffic and number of defects and hosts upper track.
The main ones are large without suspension mass of the bogie, as well as the lack of flexibility of spring suspension and
distortions of the bogie in a horizontal plane. Shows the high efficiency of the application of the principle of compensa-
tion of external disturbances in the bogie spring suspension. Found that the dynamic forces in spring suspension of this
bogie in two times less than in the model of the bogie with spring suspension with static deflection of 70 mm.
УДК 62-45
Алгоритм проектирования складчатых конструкций для многослойных
панелей с криволинейной поверхностью
Бохоева Л.А.
a
, Зайцев В.А.
b
Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, ул. Ключевская 40 в
стр. 1, Улан-Удэ, Россия
a
bohoeva@yandex.ru,
b
zai11cev@gmail.comКлючевые слова:
складчатые конструкции, элементарный модуль, криволинейные много-
слойные панели, развёртка, композиционные материалы, пилообразные и зигзагообразные линии
изгиба
В данной работе предложен новый алгоритм для проектирования складчатых конструкций для
многослойных панелей с криволинейной поверхностью. Складчатые конструкции могут быть изготовлены из
тонколистовых материалов, обладающих упругими свойствами, например из композиционных материалов.
Складчатые конструкции получаются из плоского листа (развёртки) за счет изометрического преобразова-
ния, образуя множество плоских тонкостенных элементов (граней), соединенных между собой по кромкам
(ребрами). В качестве исходных данных для алгоритма использованы геометрические параметры поверхности
многослойной криволинейной панели. Данный алгоритм, реализованный на языке C# в графическом редакторе
алгоритмов Grasshopper интегрированным с 3D инструментом Rhinoceros (программа NURBS моделирова-
ния). Разработанный алгоритм позволяет рассчитать параметры СК для криволинейной поверхности оди-
нарной кривизны.
Складчатые конструкции (СК) нашли широкое применение в качестве заполнителей много-
слойных панелей фюзеляжей летательных аппаратов [1 – 3], для архитектурно-пространственной ор-
ганизации композиций и другое. Достоинства складчатых конструкций легко проверить на бумажных
моделях. Так, простой лист писчей бумаги практически не выдерживает нагрузки, но достаточно
придать ему форму "гармошки", как он выдерживает значительные тяжести. В работе [4] представлен
алгоритм СК, позволяющий получить n-гранную СК. Конструкция имеет сложную структуру и
трудна при изготовлении, поэтому не представляет интереса в изделиях машиностроения. Авторы
работы [5 – 6] описывают криволинейные СК с менее сложной структурой, но вводят ограничения на
криволинейные поверхности. Поэтому задача проектирования СК с криволинейной поверхностью
полезна и актуальна.
Конструкции со складчатой структурой могут быть изготовлены из тонколистовых
материалов, обладающих упругими свойствами, например из композиционных материалов.
Твердолистовые материалы не применимы при использовании в качестве заготовки для таких