

Конструкции, технические и эксплуатационные свойства транспортных средств
309
конструкций. СК получаются из плоского листа (развёртки) за счет изометрического преобразования
[7], образуя множество плоских тонкостенных элементов (граней), соединенных между собой по
кромкам (ребрами). СК представляет собой набор “ребер жесткостей”, изменение размеров и распо-
ложения которых варьируется по усмотрению разработчика, тем самым придавая СК уникальные
свойства. На рис. 1 изображен пример четырехгранной или шевронной СК в исходном, рельефном и
предельно сжатом состоянии. Под шевронной здесь понимается складчатая структура, состоящая из
последовательности гофров V-образного сечения, распространяемых по зигзагообразной
направляющей.
а)
б)
в)
Рис. 1. Исходное, рельефное и предельно сжатое состояния складчатой конструкции
При традиционном проектировании СК, за исходные данные выбирают геометрические пара-
метры развёртки. В данной работе предложен алгоритм, в котором в качестве исходных данных ис-
пользованы геометрические параметры поверхности многослойной криволинейной панели. Данный
алгоритм, реализованный на языке C# в графическом редакторе алгоритмов Grasshopper интегриро-
ванным с 3D инструментом Rhinoceros (программа NURBS моделирования), что позволяет визуально
оценить правильность его выполнения.
СК состоит из повторяющихся элементов, поэтому ввели понятие элементарного модуля
(ЭМ) [7], поведение которого по отдельности определяет поведение всей СК. Рассмотрим пример
ЭМ, этапы трансформирования которого представлены на рис. 2.
а)
б)
в)
Рис. 2. Исходное, предельно сжатое и рельефное состояния ЭМ.