

Механики XXI веку. №15 2016 г.
284
Во время испытаний повреждения образца в процессе испытаний можно определить не-
сколькими способами [8 - 11]:
- падение давления в полости образца;
- выход амплитуды колебаний за указанный диапазон;
- выход частоты колебаний за указанный диапазон;
- относительное положение образца в пространстве (ось Y);
- обрыв цепи тензорезистор – измерительный канал;
- выход переменного напряжения и момента за допуск.
Алгоритм поиска места повреждения в общем виде показан на рисунке 3.
При падении давления в образце, срабатывает электроконтактный манометр, который замы-
кая своими контактами контрольную цепь, останавливает испытательный стенд, и сообщает операто-
ру об аварийном состоянии. Так как при возникновении трещины, изменяется статическая подгрузка
(уменьшается), то соответственно изменяется установившийся режим испытаний, смещается собст-
венная частота колебаний, в результате чего меняется амплитуда колебаний. После возникновения
трещины меняется прогиб лопасти по оси Y, это малейшее изменение фиксирует лазерный триангу-
ляционный датчик перемещений. При потере связи аппаратно-программного комплекса с тензорези-
стором, а именно обрыв цепи, данный случай можно рассматривать, как возникновение трещины в
соседних с этим тензодатчиком сечениях, а так же в местах от тензодатчика до начала образца, в сто-
рону вывода соединительных проводов. С помощью перечисленных способов нельзя конкретно ука-
зать место разрушения и гарантированно указать время возникновения трещины. Наибольшая веро-
ятность и достоверность обнаружения дефектов на образцах лопастей несущего винта достигается
при отслеживании изменения переменного момента и напряжения относительно их начального зна-
чения, зафиксированного при проведении тарировки. По отклонениям в зоне нескольких датчиков,
можно с большей долей вероятности указать место время зарождения трещины.
Анализ и практическое применение представленных в алгоритме способов поиска поврежде-
ний показали, что наибольшая вероятность и достоверность обнаружения трещины достигается пу-
тем объединения нескольких способов. Контролируя изменение напряжения и момента, давления в
образце и амплитуду, можно вычислить место (в пределах сечения), и с некоторой долей вероятности
- время возникновения трещины. В дальнейшем эти данные можно использовать для наблюдения, а
также прогнозированием роста развития трещины.
Литература:
1.
Бохоева Л.А., Перевалов А.В., Чермошенцева А.С., Ергонов В.П., Рогов В.Е. Разработка стендов
для ресурсных испытаний изделий авиационной и другой техники// Вестник ВСГУТУ. 2013. № 6 (45). С. 31-35.
2.
Бохоева Л.А., Рогов В.Е., Курохтин В.Ю., Перевалов А.В., Чермошенцева А.С. Определение ре-
сурсных характеристик изделий авиационной техники на основе стендовых испытаний с использованием ком-
пьютерных технологий на примере лопасти винта вертолета// Системы. Методы. Технологии. 2015. № 4 (28).
С. 36-42.
3.
Бохоева Л.А., Курохтин В.Ю., Филиппова К.А. Испытание изделий авиационной техники с при-
менением нового программного обеспечения для сбора, обработки данных и построения текущего состояния
деформированного изделия. Вестник ВСГУТУ. 2015. Т. 55. № 4. С. 20-25.
4.
Бохоева Л.А., Пнев А.Г., Филиппова К.А. Разработка алгоритма автоматической обработки ре-
зультатов
эксперимента
образцов
из
композиционных
материалов
с
дефектами//
Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. 2010. № 4. С. 10-16.
5.
Бохоева Л.А., Курохтин В.Ю., Чермошенцева А.С., Перевалов А.В. Моделирование и технология
изготовления конструкций авиационной техники из композиционных материалов// Вестник ВСГУТУ.
2013. № 2 (41). С. 12-18.
6.
Беклемищев А.И., Чекрыгин В.Н. Многоточечные модули давления// Датчики и системы. 2004. №
3. С. 9-10.
7.
Тензодатчики силы и их применение в сило- и весоизмерительной технике/ Абанин В.А., Паршу-
ков В.А., Леонов Г.В. и др.// Барнаул: Изд-во Алтайского гос. тех. Университета. 2004. 90 с.
8.
Акустико-эмиссионная диагностика конструкций/ А.Н. Серьезное, Л.Н. Степанова, В.В. Муравьев,
К.Л. Комаров, СИ. Кабанов, Е.Ю. Лебедев, В.Л. Кожемякин, А.Ф. Паньков; под ред. Л.Н. Степановой// М.: Ра-
дио и связь, 2000. 280 с.
9.
Годяев А. И., Еремин Е. Л., Шеленок Е. А. Имитационная модель системы периодического управ-
ления электродинамическим вибростендом// Доклады Томского государственного университета систем управ-
ления и радиоэлектроники. 2012. Т.1.№ 2. С.257-261.