Actual Problems in Machine Building. 2016. N 3
Economics and Organization of the
Business Innovative Processes
in Engineering
____________________________________________________________________________
508
Для устойчивого функционирования основного производства необходимо создание
соответствующей материальной базы вспомогательного производства, главная задача
которого заключается в проектировании и изготовлении средств технологического
оснащения для производства новой машины.
Завершающим этапом ЖЦИ является утилизация машины [14]. Отработавшее свой
срок службы изделие должно возвращаться производителю, и подвергаться утилизации на
заводе-изготовителе. Это позволит, во-первых, повысить конкурентоспособность продукции,
а во-вторых – разрешить экологические проблемы, связанные с выпуском и эксплуатацией
данных изделий. Вернув свою изношенную машину, изготовитель имеет возможность
получить информацию о закономерностях «физического износа» изделия и определить
величину
E
C
в приведенных выше формулах. Поэтому утилизация играет важную роль
обратной связи для замыкания ЖЦИ. На рис.2 приведен пример функционирования
замкнутого ЖЦИ.
Все управление ЖЦИ сосредоточено в блоке маркетинга [14, 15]. Главная задача
маркетинга заключается в разработке технико-экономического обоснования и технического
задания (ТЗ) на проектирование изделия. В его обязанности должны также входить:
определение ЭОСС машины
E
T
, периода морального износа данной конструкции машины
M
T
, оптимальной программы выпуска изделий
N
, плановой цены изделия
OPT
K
, лимитов
текущих расходов
M
S
и капитальных вложений в производство, оптимальной величины
такта выпуска изделий
t
,
плановой прибыли предприятия
max
P
и других
микроэкономических показателей.
Рис. 2.
Структура замкнутого ЖЦИ: ТЗ – техническое задание; КД – конструкторская
документация; ТД – технологическая документация; Р – рынок; Де – дефектация;
Ре – реновация
Определённая на этом этапе величина
E
T
должна являться основой для оптимального
конструирования машины по критерию равного запаса надёжности и одновременно –
рекомендацией для потребителя в техническом паспорте на эксплуатацию изделия
(см.рис.2). Цена продажи изделия и её изменение в зависимости от текущей ситуации,
основанные на принципах определения справедливой для производителя и потребителя
цены, передаётся рынку, а через обратную связь производится её непрерывный мониторинг.
Блок маркетинга управляет также стратегическим планированием этапа изготовления,
определяя через величину морального износа
M
T
момент перехода на изготовление нового
изделия. Для решения этих задач данный блок получает от службы утилизации оперативную
информацию по текущим затратам на эксплуатацию изделия
C
.
Маркетинг
Проектирование
Изготовление
Эксплуатация
Утилизация
Анализ рынка
ТЗ
Т
э
КД
ТД
Р
Де
Ре
Т
э
Ц
и
N
, Т , С
м пр
T
E
N, T
M
C
M
,
t, K
OPT
T
E