Previous Page  505 / 530 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 505 / 530 Next Page
Page Background

Актуальные проблемы в машиностроении. 2016. №3

Экономика и организация

инновационных процессов

в машиностроении

_____________________________________________________________________________

505

обоснованного срока службы машины (ЭОСС) [5]. Он принят в качестве критерия

оптимальности на этапах проектирования, изготовления и эксплуатации изделия.

Согласно предлагаемой концепции [5 - 7], текущие приведенные затраты на

эксплуатацию изделия

E

определяются формулой:

 

1

 

K CE

,

(1)

где

 

C

– текущая себестоимость эксплуатации машины, у.е.с./у.е.в. (у.е.с. – условные

единицы стоимости; у.е.в. – условные единицы времени эксплуатации

);

K

– затраты на

приобретение изделия (цена машины), у.е.с..

При прямо пропорциональной зависимости себестоимости от времени эксплуатации

уравнение (1) примет следующий вид:

1

 

K CE

K

,

(2)

где

K

C

– коэффициент текущих затрат на эксплуатацию, у.е.с /(у.е.в)

2

.

Выражения (1) и (2) имеют минимум удельных приведенных затрат потребителя при

определенном сроке эксплуатации изделия

E

T

, который является ЭОСС. После этого срока

эксплуатировать машину становится нерентабельно, и она подлежит замене. Значение

E

T

определяется из (2) путем приравнивания к нулю первой производной:

K

E

CK T

, у.е.в.

(3)

Соотношение (3) устанавливает оптимальную связь между ценой изделия и его

ЭОСС. Для минимизации издержек потребителя машина должна эксплуатироваться в

течение периода, задаваемого выражением (3). Если задан

E

T

и установлены расходы на

эксплуатацию

K

C

, то для минимизации суммарных затрат производителя и потребителя

цена изделия

K

должна иметь вполне определенную величину, превышение или

уменьшение которой приводит к проигрышу либо потребителя, либо производителя вместе с

продавцом [7]. Эта цена является оптимальной (справедливой) и ее можно рассчитать по

выражению:

2

EK

OPT

TC K

(4)

При выполнении условий (3) или (4) экономические интересы потребителя и

производителя изделия совпадают, и они задают ограничения для этапа изготовления

машины в виде ее справедливой цены и для этапа проектирования изделия, потому что

величина

K

C

определяется конструкцией машины.

Этап проектирования изделия должен быть направлен на обеспечение его ЭОСС и

требуемых текущих затрат на эксплуатацию. Оптимальной является конструкция,

спроектированная на принципах равнопрочности, равномерного изнашивания и других

параметрах, которые обеспечивают равномерное распределение эксплуатационных свойств

(равная жесткость, равномерная коррозионная стойкость и др.) [8]. При разработке

конструкции машины необходим активный поиск наиболее оптимальной формы деталей,

узлов и машины в целом и оптимального распределения физико-механических свойств

конструкционного материала. Идеальное изделие может быть спроектировано только путем

одновременной оптимизации формы и материала [9]. Это позволяет принудительно

ограничить срок службы изделия величиной ЭОСС. Тогда перед потребителем встанет

задача своевременного приобретения новой машины, а изготовитель сможет точно

планировать объемы и перспективы своего производства.