Актуальные проблемы в машиностроении. 2016. №3
Инновационные технологии
в машиностроении
____________________________________________________________________
43
возникающими на этапе её изготовления [7–10]. Учитывая все более жесткие требования к
качеству современных машин [11] и к эффективности их разработки и постановки на
производство [12], следует поставить задачу установления фактической точности оболочек
корпусов геохода и обуславливающих ее факторов.
Рис. 1.
Общий вид внешнего корпуса модуля сопряжения геохода
Методика исследований
Исследования проводились аналогично методике, описанной в работе [13]. Данные
для исследования были получены посредством координатного контроля [14] внешнего
корпуса модуля сопряжения опытного образца геохода ФЮРА.612322.401 [15]. Контроль
осуществлялся мобильной координатно-измерительной машиной «FARO Arm Edge 9» [16].
Определялись координаты точек на поверхности корпуса. На основе полученных наборов
данных создавались и исследовались регрессионные модели цилиндрических поверхностей
[17; 18]. Модели поверхностей определялись на основании уравнения регрессии следующего
вида:
;
(
);
(
)
;
(
)
(
);
2
2
2
2
2
i
y i
x
y 0
i
2
2
x
y 0
i
x i
x 0
i
y 0
i
A B C r
0 A a z 1 a a y y
B 1 a a x x a z C a y y a x x
где
x
i
,
y
i
,
z
i
– координаты аппроксимируемых точек;
a
x
,
a
y
,
x
0
,
y
0
,
r
– неизвестные
коэффициенты регрессии, имеющие следующий геометрический смысл:
a
x
,
a
y
– координаты
направляющего вектора оси аппроксимирующего цилиндра;
x
0
,
y
0
– координаты точки, через
которую проходит ось аппроксимирующего цилиндра;
r
– радиус аппроксимирующего
цилиндра;
ε
i
– остаток регрессионной модели.
Коэффициенты регрессии определялись методом Гаусса. Координаты точек контроля
переводились в цилиндрические системы координат ρθZ, связанные с осями
аппроксимирующих цилиндров. Далее выполнялся корреляционный и регрессионный анализ
ряда остатков для выявления систематических составляющих погрешностей оболочки,
аналогично последовательности в [19].