Previous Page  42 / 530 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 42 / 530 Next Page
Page Background

Actual Problems in Machine Building. 2016. N 3

Innovative Technologies

in Mechanical Engineering

____________________________________________________________________

42

УДК 622.002.5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ И ХАРАКТЕРА ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ

ПОГРЕШНОСТЕЙ ОБОЛОЧКИ МОДУЛЯ СОПРЯЖЕНИЯ

ОПЫТНОГО ОБРАЗЦА ГЕОХОДА

А.В. ВАЛЬТЕР

1

, канд. техн. наук, доцент

В.В. АКСЕНОВ

1,2

, доктор техн. наук, профессор

Р.В. ЧЕРНУХИН

1

, канд. техн. наук, доцент

(

1

ЮТИ ТПУ, г. Юрга,

2

ИУ СО РАН, г. Кемерово)

Чернухин Р.В.

– 652055, Кемеровская обл., г. Юрга, ул. Ленинградская, 26,

Юргинский технологический институт (филиал)

«Национальный исследовательский Томский политехнический университет»,

e-mail:

rv_81@mail.ru

В статье приведены результаты исследования фактической точности оболочки

внешнего корпуса модуля сопряжения опытного образца геохода. Приведены краткая

характеристика исследуемого изделия и актуальность обеспечения геометрической точности

оболочек корпусов геохода. Работа содержит краткое описание методики проведения

экспериментальных исследований, обработки и анализа данных. Исследование выполнено на

основе координатного контроля внешнего корпуса геохода в ходе его опытного

производства. В статье даны величины геометрических погрешностей оболочки. Приведена

краткая качественная характеристика отклонений формы оболочки. Показано, что

основными факторами, определяющими погрешности, являются неточности изготовления

обечаек секторов, погрешность их взаимного расположения при сборке и деформации,

вызываемые процессами сварки.

Ключевые слова:

крупногабаритные кольцевые сегментные изделия, сборка,

геометрическая точность, допуск, геоход, оболочка, КИМ, модуль сопряжения

Введение

Модуль сопряжения является наиболее точным крупногабаритным узлом геохода,

характеризующимся высокой удельной трудоемкостью [1]. В конструктивном отношении

модуль сопряжения состоит из пары сопряженных тел вращения – корпуса и внешнего

корпуса [2]. Каждый из корпусов состоит из четырех секторов, являющихся

пространственными сварными конструкциями, состоящими из обечаек, фланцев, элементов

жесткости и элементов взаимодействия с трансмиссией (рис. 1). В процессе работы внешний

корпус модуля сопряжения приводится во вращение относительно корпуса посредством

трансмиссии и взаимодействует своей оболочкой с геосредой [3]. При эксплуатации геохода

оболочка модуля сопряжения проходит значительный путь относительно окружающего

массива пород [4], что обуславливает ее значительный износ. Одним из факторов

интенсивности износа является картина распределения контактных нагрузок на поверхности

оболочки. Величина, характер и постоянство контактных нагрузок непосредственно зависит

от формы оболочки [5]. Распределение контактных нагрузок влияет на силы,

воздействующие на трансмиссию, и обуславливает потери энергии, связанные с

сопротивлением движению [6]. При исследовании данных вопросов необходимо

рассматривать действительную форму оболочки,

обусловленную погрешностями,