Actual Problems in Machine Building. 2016. N 3
Innovative Technologies
in Mechanical Engineering
____________________________________________________________________
42
УДК 622.002.5
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ И ХАРАКТЕРА ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ
ПОГРЕШНОСТЕЙ ОБОЛОЧКИ МОДУЛЯ СОПРЯЖЕНИЯ
ОПЫТНОГО ОБРАЗЦА ГЕОХОДА
А.В. ВАЛЬТЕР
1
, канд. техн. наук, доцент
В.В. АКСЕНОВ
1,2
, доктор техн. наук, профессор
Р.В. ЧЕРНУХИН
1
, канд. техн. наук, доцент
(
1
ЮТИ ТПУ, г. Юрга,
2
ИУ СО РАН, г. Кемерово)
Чернухин Р.В.
– 652055, Кемеровская обл., г. Юрга, ул. Ленинградская, 26,
Юргинский технологический институт (филиал)
«Национальный исследовательский Томский политехнический университет»,
e-mail:
rv_81@mail.ruВ статье приведены результаты исследования фактической точности оболочки
внешнего корпуса модуля сопряжения опытного образца геохода. Приведены краткая
характеристика исследуемого изделия и актуальность обеспечения геометрической точности
оболочек корпусов геохода. Работа содержит краткое описание методики проведения
экспериментальных исследований, обработки и анализа данных. Исследование выполнено на
основе координатного контроля внешнего корпуса геохода в ходе его опытного
производства. В статье даны величины геометрических погрешностей оболочки. Приведена
краткая качественная характеристика отклонений формы оболочки. Показано, что
основными факторами, определяющими погрешности, являются неточности изготовления
обечаек секторов, погрешность их взаимного расположения при сборке и деформации,
вызываемые процессами сварки.
Ключевые слова:
крупногабаритные кольцевые сегментные изделия, сборка,
геометрическая точность, допуск, геоход, оболочка, КИМ, модуль сопряжения
Введение
Модуль сопряжения является наиболее точным крупногабаритным узлом геохода,
характеризующимся высокой удельной трудоемкостью [1]. В конструктивном отношении
модуль сопряжения состоит из пары сопряженных тел вращения – корпуса и внешнего
корпуса [2]. Каждый из корпусов состоит из четырех секторов, являющихся
пространственными сварными конструкциями, состоящими из обечаек, фланцев, элементов
жесткости и элементов взаимодействия с трансмиссией (рис. 1). В процессе работы внешний
корпус модуля сопряжения приводится во вращение относительно корпуса посредством
трансмиссии и взаимодействует своей оболочкой с геосредой [3]. При эксплуатации геохода
оболочка модуля сопряжения проходит значительный путь относительно окружающего
массива пород [4], что обуславливает ее значительный износ. Одним из факторов
интенсивности износа является картина распределения контактных нагрузок на поверхности
оболочки. Величина, характер и постоянство контактных нагрузок непосредственно зависит
от формы оболочки [5]. Распределение контактных нагрузок влияет на силы,
воздействующие на трансмиссию, и обуславливает потери энергии, связанные с
сопротивлением движению [6]. При исследовании данных вопросов необходимо
рассматривать действительную форму оболочки,
обусловленную погрешностями,