Previous Page  333 / 530 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 333 / 530 Next Page
Page Background

Актуальные проблемы в машиностроении. 2016. №3

Технологическое оборудование,

оснастка и инструменты

____________________________________________________________________

333

 

h

a

x

Lxh h

/

,

(7)

где

а

h

– степенной показатель формы очага деформации (для роликов принимается а

h

=2);

x

текущая координата рассматриваемого сечения.

Схема решения включала два внешних цикла.

На первом цикле была организована процедура расчета параметров процесса в зави-

симости от минимально необходимого числа оборотов обода:

об

пр в

п

об

D

Rn

V

h

n

30

,

(8)

где

h

– суммарное обжатие профиля;

п

V

– скорость подачи верхнего ролика;

в

n

– частота

вращения роликов (об/мин);

об

D

– диаметр обода колеса.

На втором, внутреннем, цикле определялись параметры процесса в течение одного

оборота обода, при этом обжатие на текущем i-ом шаге (например, 15°) определялось по сле-

дующей зависимости

 

п

пр в

об

об

V

Rn

D

h

i

30

.

(9)

В целом, представленные выше зависимости в сочетании с расчетом параметров сече-

ния заготовки составили полный алгоритм по автоматизированному расчету энергосиловых

параметров процесса профилировки ободьев колес.

Для проверки адекватности предложенной численной математической модели была

разработана конечно-элементная модель процесса. При этом использовалась расчетная схе-

ма, которая представляла собой заготовку и два рабочих ролика с калиброванной бочкой.

Непосредственно моделирование процесса было выполнено для заготовки диаметром 524 мм

из стали 08сп. Модель имела следующие граничные условия: верхний ролик имел одну вра-

щательную степень свободы и перемещения, нижний ролик – только одну вращательную

степень свободы.

Результаты и обсуждение

В результате реализации численной модели были получены зависимости силы профи-

лирования от толщины металла обода колеса (рис. 3,а). Из анализа видно, что с увеличением

толщины листов сила увеличивается. Так, например, при увеличении толщины листа с 3 мм

до 7 мм (в 2,3 раза) сила возрастает с 264 кН до 967 кН (в 3,7 раза). На рис. 3,б представлены

расчетные зависимости силы профилирования от радиуса роликов, при этом видно, что с

увеличением радиуса роликов сила возрастает. При увеличении радиуса ролика с 200 до 400

мм сила возросла в 2,5 раза.

Из проведенных расчетов была определена максимальная сила профилирования, ко-

торая составила 1,2 МН, при этом момент – 3400 Нм, а мощность – 9,7 кВт. Эти данные были

использованы при реконструкции машины ИБО-130. Сила профилирования при конечно-

элементом моделировании составила 1,12 МН, что ниже аналогичного значения, полученно-

го при численном моделировании на 6,7%, что свидетельствует об адекватности предложен-

ной модели и возможности её использования при проектировочных расчетах.