Актуальные проблемы в машиностроении. 2015. №2
Инновационные технологии
в машиностроении
____________________________________________________________________
87
УДК 621.9(045)
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
В УСЛОВИЯХ МНОГОНОМЕНКЛАТУРНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Е.Ю. ТАТАРКИН
1
,
доктор тех. наук, профессор
А.М. ФИРСОВ
2
,
канд. техн. наук, доцент
В.А. КАЛИСТРУ
2
, аспирант
(
1
АлтГТУ
,
г
.
Барнаул
,
2
БТИ (филиал) АлтГТУ
,
г
.
Бийск
)
Фирсов А.М.
– 659305, Алтайский край, г. Бийск, ул. Трофимова, 27,
Бийский технологический институт,
e-mail:
mrsi@bti.secna.ruВ статье рассмотрена причина возникновения отказов при групповой обработке
деталей в многономенклатурном производстве. Предлагается алгоритм проектирования
группового технологического процесса, который включает ряд этапов: анализ конструкций
деталей, подлежащих обработке; выявление общих признаков и группирование деталей;
проектирование групповой операции; выявление потенциально возможных отказов;
проведение оценки критичности отказов; принятие решения о проектировании
технологического или технического решения, устраняющего потенциальный отказ;
формирование базы данных потенциально возможных отказов, возникающих при обработке
конструктивных элементов детали. Применение предлагаемой методики позволяет снизить
вероятность возникновения отказов при групповой обработке деталей с разными
конструктивными признаками.
Ключевые слова:
многономенклатурное производство, групповые технологические
процессы, отказы, прогнозирование, анализ видов последствий отказов, алгоритм
проектирования.
Введение
Современное машиностроительное производство характеризуется единичным и
серийным типом, где изготавливается более 80% машиностроительной продукции. В этих
условиях целесообразно применять групповые технологические процессы (ГТП), которые
позволяют снижать себестоимость до 30%, трудоемкость до 40% и сокращать
производственный цикл [1]. Эффективность ГТП, во многом, определяется количеством
деталей объединенных в группу, поэтому в группу необходимо объединять детали с разной
геометрической формой, однако при этом возникают сложности проектирования ТП,
поэтому групповая обработка не находит широкого применения при изготовлении деталей с
разными конструктивными признаками, как, например, корпусные детали.
Большое многообразие конструктивных форм корпусных деталей не позволяет
группировать их по конструктивным и технологическим признакам и создавать
комплексную деталь, для которой возможно применение типовых технологических решений,
характерных для крупносерийного и массового производства. Это связано с тем, что
имеются конструктивные или другие отличительные признаки, которые не учтены в
нормативно-технической документации (НТД). Поэтому принятые технологические решения
не обеспечивают требуемые выходные параметры групповой технологической операции при
изготовлении всех деталей группы и при обработке каких-то деталей группы возникают