Actual Problems in Machine Building. 2015. N 2
Technological Equipment, Machining
Attachments and Instruments
____________________________________________________________________
276
УДК: 62-11.182:76-78
ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТАЛЛОФТОРОПЛАСТОВОГО МАТЕРИАЛА
В УЗЛАХ ТРЕНИЯ ОБЩЕГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
В.Н. КОРНОПОЛЬЦЕВ, канд. техн. наук
(ФГБУН БИП СО РАН, г. Улан-Удэ)
Корнопольцев В.Н.
– 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 8,
Байкальский институт природопользования СО РАН,
e-mail:
kompo@mail.ruВ статье представлены примеры использования разработанных листовых металлофто-
ропластовых материалов для шаровых соединений автомобильной техники и уплотнения по-
воротного органа шаровых задвижек, применяемых для управления потоками жидкостей в
системах их транспортирования, позволяющие значительно увеличить ресурс узлов трения.
Приведены варианты изготовления уплотнительного элемента и вкладышей шаровых опор.
Ключевые слова:
металлофторопластовый материал, уплотнение шаровой задвижки,
вкладыш шаровой опоры, высокий ресурс.
Введение
Листовые металлофторопластовые материалы на стальной подложке (ЛМФМ) за счет
присущих им жесткости стальной основы, теплопроводности пористого бронзового слоя
толщиной в допустимый износ, поры которого заполняются антифрикционными композици-
ями на основе политетрафторэтилена, что придает им самосмазывающиеся свойства [1-3],
давно заслужили внимание инженеров, связанных с проектирование узлов трения машин и
аппаратов народного хозяйства. Во многих случаях подшипники скольжения, изготовленные
из ЛМФМ решили вопросы увеличения надежности и износостойкости при уменьшении ма-
териальных затрат и трудоемкости в проектировке и производстве различных узлов трения
аппаратов общего машиностроения. Однако в некоторых случаях промышленные аналоги
эксплуатируются не эффективно из-за малого содержания фторопласта в рабочем слое. Раз-
работанные ЛМФМ по способу, предложенному в работах [4-7] позволяют расширить об-
ласть их применения.
Так шаровые соединения относятся к числу деталей, которые часто подлежат замене.
Это связано с тем, что именно на них ложится максимальная нагрузка. У ряда автомобилей
(джипы, спортивные, грузовые, автобусы и др. японского и европейского производства) при
выходе из строя только шарового соединения происходит замена всего рычага, потому эта
операция становится достаточно дорогой. К недостаткам шаровых соединений можно также
отнести применение более твердых пластмасс, таких как капрон или системы SJR, разрабо-
танной в США для неразборного восстановления шаровых соединений. Однако известные
способы восстановления не обеспечивают достаточной центровки поворотного шарового
сегмента без применения специально оснастки. Кроме того применение более твердых по-
лимеров, чем политетрафторэтилен приводит к износу зеркала подвижного шарового сег-
мента из-за шаржирования полимерным вкладышем пыли и грязи при порче пыльника.
Вторым примером применения разработанных ЛМФМ может послужить уплотнение
шаровых задвижек, применяемых в системах транспортировки и регулирования потоков
жидкостей. Известны конструкции шаровых задвижек с уплотняющими элементами запор-
ного поворотного органа, выполненные из фторопластового уплотнения, которое прижима-
ется к его поверхности упругим элементом в виде отдельного резинового уплотнения или