Актуальные проблемы в машиностроении. 2015. №2
Инновационные технологии
в машиностроении
____________________________________________________________________
137
УДК 621.747.58
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ РЕГУЛИРУЕМОЙ ТЕРМООБРАБОТКИ
ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ИЗДЕЛИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ЧЕРТОВСКИХ Е.О.
1
, аспирант
ГАБЕЦ А.В.
2
, канд. техн. наук,
директор по развитию
ГЕРТЕР М.В.
3
, инженер-испытатель
(
1
АлтГТУ г. Барнаул,
2
ООО «АСЛЗ», г. Барнаул,
3
ЗАО «ИЦ ТСЖТ», г. Новоалтайск)
Чертовских Е.О. -
656038, г. Барнаул, пр. Ленина, 46
Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
e-mail:
chertovskih13@gmail.comОписан методический подход применения регулируемого охлаждения стали 20ГФЛ,
что в дальнейшем позволяет обеспечивать формирование ожидаемых структурообразующих
компонентов в виде феррита, перлита, нижнего и верхнего бейнита при термообработке
изделий крупного железнодорожного литья. Контроль промежуточного превращения
аустенита выполняется путем записи температуры и времени критических точек фронта
перлитного превращения Аr
3
, Ar
1
, где увеличение скорости промежуточного превращения
позволяет формировать глобулярные коагуляции нижнего бейнита. Отмечено, снижение
чувствительности стали к порокам в виде ликвации и сегрегации путем формирования
благоприятной структуры нижнего бейнита регулируемым процессом охлаждения.
Приводится пример расчета степени деформации структурообразующих после испытаний на
ударную вязкость.
Ключевые слова:
аустенит, перлит, феррит, верхний бейнит, нижний бейнит,
мезоферрит, ударная вязкость, 20ГФЛ.
Введение
Боковая рама и балка надрессорная являются несущими элементами тележки
грузового вагона, работающей в условиях повышенных циклических и ударных нагрузках,
где уровень безопасности движения определяется величиной эксплуатационной надежности.
Повышение эксплуатационной надежности может быть достигнуто путем применения
регулируемой
термообработки,
приводящей
к
формированию
дополнительной
структурообразующей составляющей в виде нижнего бейнита в феррито-перлитной
структуре, повышающей порог хладноломкости в стали 20ГФЛ. Формирование дисперсной
феррито-перлитной структуры под воздействием низких скоростей охлаждения позволяет
получать заданные механические свойства по ГОСТ 32400, а именно ударную вязкость KCV
-60
не менее 20 Дж/см
2
. В соответствии с ранее проведёнными исследованиями на образцах
ударной вязкости весом 40 г, авторы [1] выявили влияние регулируемой термообработки на
ударную вязкость при отрицательных температурах. Полученные скорости превращения и
температуры отмечены критическими точками охлаждения Ar
3
, Ar
1
, которые с высокой
степенью достоверности можно повторить на железнодорожных отливках в заводских
нормализационных печах. Оценку структурообразующих процессов можно выполнять с
помощью вновь разработанной методики АСЛЗ.00.0005-ОМ «Регулируемый изотермический