Background Image
Previous Page  137 / 460 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 137 / 460 Next Page
Page Background

Актуальные проблемы в машиностроении. 2015. №2

Инновационные технологии

в машиностроении

____________________________________________________________________

137

УДК 621.747.58

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ РЕГУЛИРУЕМОЙ ТЕРМООБРАБОТКИ

ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ИЗДЕЛИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ЧЕРТОВСКИХ Е.О.

1

, аспирант

ГАБЕЦ А.В.

2

, канд. техн. наук,

директор по развитию

ГЕРТЕР М.В.

3

, инженер-испытатель

(

1

АлтГТУ г. Барнаул,

2

ООО «АСЛЗ», г. Барнаул,

3

ЗАО «ИЦ ТСЖТ», г. Новоалтайск)

Чертовских Е.О. -

656038, г. Барнаул, пр. Ленина, 46

Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова

e-mail:

chertovskih13@gmail.com

Описан методический подход применения регулируемого охлаждения стали 20ГФЛ,

что в дальнейшем позволяет обеспечивать формирование ожидаемых структурообразующих

компонентов в виде феррита, перлита, нижнего и верхнего бейнита при термообработке

изделий крупного железнодорожного литья. Контроль промежуточного превращения

аустенита выполняется путем записи температуры и времени критических точек фронта

перлитного превращения Аr

3

, Ar

1

, где увеличение скорости промежуточного превращения

позволяет формировать глобулярные коагуляции нижнего бейнита. Отмечено, снижение

чувствительности стали к порокам в виде ликвации и сегрегации путем формирования

благоприятной структуры нижнего бейнита регулируемым процессом охлаждения.

Приводится пример расчета степени деформации структурообразующих после испытаний на

ударную вязкость.

Ключевые слова:

аустенит, перлит, феррит, верхний бейнит, нижний бейнит,

мезоферрит, ударная вязкость, 20ГФЛ.

Введение

Боковая рама и балка надрессорная являются несущими элементами тележки

грузового вагона, работающей в условиях повышенных циклических и ударных нагрузках,

где уровень безопасности движения определяется величиной эксплуатационной надежности.

Повышение эксплуатационной надежности может быть достигнуто путем применения

регулируемой

термообработки,

приводящей

к

формированию

дополнительной

структурообразующей составляющей в виде нижнего бейнита в феррито-перлитной

структуре, повышающей порог хладноломкости в стали 20ГФЛ. Формирование дисперсной

феррито-перлитной структуры под воздействием низких скоростей охлаждения позволяет

получать заданные механические свойства по ГОСТ 32400, а именно ударную вязкость KCV

-60

не менее 20 Дж/см

2

. В соответствии с ранее проведёнными исследованиями на образцах

ударной вязкости весом 40 г, авторы [1] выявили влияние регулируемой термообработки на

ударную вязкость при отрицательных температурах. Полученные скорости превращения и

температуры отмечены критическими точками охлаждения Ar

3

, Ar

1

, которые с высокой

степенью достоверности можно повторить на железнодорожных отливках в заводских

нормализационных печах. Оценку структурообразующих процессов можно выполнять с

помощью вновь разработанной методики АСЛЗ.00.0005-ОМ «Регулируемый изотермический