

Механики XXI веку. №15 2016 г.
84
УДК 621.923.1
Параметрический синтез двухзонных абразивных инструментов
Вайнер Л.Г.
Тихоокеанский государственный университет, ул. Тихоокеанская, 136, г. Хабаровск, 680035, Россия
lgvainer@mail.ruКлючевые слова:
двусторонняя торцешлифовальная обработка, двухзонный абразивный
круг, структура цикла шлифования, геометрические параметры
Статья посвящена двусторонней торцешлифовальной обработке – производительному и распро-
страненному методу обработки деталей с параллельными торцовыми поверхностями, включая кольца и роли-
ки подшипников качения. Представлены результаты теоретических исследований по оптимизации конструк-
ции шлифовального инструмента. Разработана методика синтеза геометрических характеристик оригиналь-
ных двухзонных шлифовальных кругов для двусторонней обработки торцов деталей. Размеры кольцевых зон
определяются, исходя из геометрических параметров наладки станка, формы шлифовальных кругов и задан-
ного соотношения между снимаемым черновым припуском и общим припуском, снимаемым за один проход
заготовки, при условии реализации черновой и чистовой обработки всей поверхности торца заготовки строго
в пределах каждой кольцевой зоны. Показана возможность управления структурой циклов чернового и чисто-
вого шлифования во время одного прохода заготовки. Предложенные рекомендации направлены на повышение
производительности и качества обработки.
Двустороннее торцешлифование относится к числу наиболее производительных операций об-
работки деталей машин, в частности колец и роликов подшипников качения, и должно обеспечить
требуемые геометрические размеры и качество обработанных поверхностей при высокой стойкости
абразивного инструмента [1].
Выполнение перечисленных требований в значительной степени определяется устойчивостью
формы рабочей поверхности шлифовальных кругов (ШК) [2 – 5].
В наших предыдущих исследованиях [6] было доказано, что увеличение и выход за пределы
допустимых значений погрешностей, начиная с некоторого критического значения времени обработ-
ки партии колец подшипников, связано с недопустимым изменением формы рабочих поверхностей
ШК. Результаты математического моделирования и экспериментального исследования показали, что
наибольшему износу подвержена внутренняя область поверхности ШК 0<
R
<
Г
R
. Недопустимое из-
менение формы ШК приводит к нарушению заданной рациональной структуры цикла шлифования,
что влечет за собой потерю точности обработки.
На основании результатов исследования трансформации рабочей поверхности предложена и
принята к реализации на ОАО «Волжский подшипниковый завод» в качестве одной из стратегий тех-
нологического управления процессом обоснованное увеличение твердости внутренней части рабочей
торцовой поверхности ШК. Разработана [7] и внедряется в производство инновационная конструкция
двухзонного ШК с расположением границы кольцевых зон по окружности радиуса
Г
R
.
Применение двухзонного ШК открывает и другую технологическую возможность – разделе-
ние зоны шлифования на два участка, сформированных из абразивных материалов с разными харак-
теристиками, соответствующими черновой и чистовой обработке. Подбор наиболее рациональных
характеристик абразивных материалов для объединенных в одном проходе циклов чернового и чис-
тового шлифования позволяет повысить точность и качество обработанных поверхностей. Совмеще-
ние циклов черновой и чистовой обработки введет к повышению производительности обработки в 1,3
- 2,5 раза [8].
Таким образом, синтез геометрических характеристик двухзонного ШК является актуальной
научно-производственной задачей. В данной работе приводится описание оригинальной конструкции
двухзонного ШК для двусторонней торцешлифовальной обработки и предлагается методика опреде-
ления его геометрических характеристик, исходя из требуемых параметров съема припуска и задан-
ной формы рабочих поверхностей ШК.
Угловое положение и форма ШК должны обеспечивать постепенное уменьшение скорости
съема припуска с торцов детали при ее перемещении по круговой траектории от момента касания
шлифовальных кругов в точке
b
до окончания съема припуска в точке
m
(рис. 1).