

Механики XXI веку. № 15 2016 г.
356
щебня. В настоящее время в России при открытой разработке месторождений строительных горных
пород наибольшее распространение получила технология добычи с помощью одноковшовых экска-
ваторов с последующим перемещением полезного ископаемого к потребителям посредством автоса-
мосвалов [3-4].
Некоторые предприятия, ведущие добычу и переработку минерального строительного сырья,
не имеют собственной железнодорожной ветки для связи с магистральными железнодорожными пу-
тями, по которым они производят поставку своей продукции потребителям, находящимся на значи-
тельном расстоянии [5]. При этом доставка готовой продукции осуществляется в два этапа: транспор-
тировка насыпных строительных материалов с помощью автосамосвалов на относительно небольшое
расстояние до железной дороги и последующее перемещение их по железной дороге. Для перегрузки
насыпных строительных материалов из автомобильного в железнодорожный транспорт необходимо
создание специального промежуточного прирельсового склада, заполняемого при разгрузке автоса-
мосвалов. Организация прирельсового склада связана с необходимостью приобретения специального
перегрузочного оборудования, с привлечением специального персонала для обслуживания этой тех-
ники, а также организацией землеотвода, что связано со значительными дополнительными капиталь-
ными и эксплуатационными затратами в дальнейшем отражающимися на стоимости перемещаемых
грузов [2]. Таким образом, совершенствование технологии перевалки насыпных грузов с целью сни-
жения стоимости работ является актуальной задачей.
Установки для перевалки насыпных грузов. Для обеспечения непосредственной перевалки
насыпных грузов из автосамосвалов в железнодорожные полувагоны разработаны погрузочные уста-
новки [6]. Для перевалки груза автосамосвал задним ходом въезжает на платформу и устанавливается
на ней так, чтобы задние колеса оказались между прорезиненными колесами привода подъема уст-
ройства. После установки грузовика на платформе включается привод задних колес, крутящий мо-
мент от которых передается на прорезиненные колеса установки и далее на привод подъема плат-
формы, который через механические передачи осуществляет подъем платформы относительно рамы
и направляющих. После подъема платформы на необходимую высоту происходит разгрузка автоса-
мосвала в полувагон. Для опускания платформы задние колеса автосамосвала приводятся в противо-
положное направление вращения, затем разгруженный автосамосвал выезжает с платформы, а его
место занимает другая груженая машина. В это время железнодорожный состав с помощью маневро-
вой лебедки или локомотива продвигается вдоль железнодорожного пути, так чтобы очередной по-
рожний полувагон разместился около платформы погрузочной установки.
Применение данных погрузочных установок позволяет отказаться от промежуточного при-
рельсового склада, однако возникают другие недостатки: увеличивается простой автосамосвалов при
разгрузке, что снижает их производительность; погрузочное устройство имеет большие габариты,
металлоемкость и энергопотребление; подъем платформы от энергии подводимой ведущими колеса-
ми автосамосвала и его последующая разгрузка на платформе, предполагают наличие водителя в ка-
бине поднимаемого автосамосвала, что нарушает технику безопасности производственного процесса;
при разгрузке автосамосвала в полувагон возможно частичное просыпание груза, поскольку задний
край кузова самосвала располагается на некотором расстоянии от полувагона.
Рис. 1. Установка для перевалки насыпных грузов