Previous Page  3 / 457 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 457 Next Page
Page Background

Современные технологии и автоматизация в машиностроении

3

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

И АВТОМАТИЗАЦИЯ В МАШИНОСТРОЕНИИ

УДК 621.9.01

Теоретические основы контактного взаимодействия инструментального

и обрабатываемого материалов при электроалмазном шлифовании

высокопрочных и труднообрабатываемых материалов

К десятилетию научной школы (НШ)

Янюшкин А.С.

Братский государственный университет, ул. Макаренко 40, Братск, Россия

yanyushkin@brstu.ru

Ключевые слова:

научная школа, история развития, ученики, направления исследований,

результаты, электроалмазная обработка, эффективность, гранты, перспективность

В статье представлена информация по истории создания и этапах развития научной школы профес-

сора Янюшкина А.С. Отмечены научные направления исследований, обозначена практическая значимость вы-

полненных исследований для науки и производства. Теоретические исследования базируются на основных по-

ложениях электрофизики и электрохимии, теоретической механики, математической статистики, техноло-

гии машиностроения, теории резания, физики твердого тела, теории планирования эксперимента; численных

методах решения систем дифференциальных уравнений, статистической обработки экспериментальных дан-

ных и регрессионного моделирования. Полученные результаты открывают новые направления развития иссле-

дований в науке и технике, разработке способов и устройств управления процессом комбинированной элек-

троалмазной обработки высокопрочных и труднообрабатываемых материалов, позволяют автоматически

поддерживать заданные условия в зоне резания, гарантирующие высокое качество обработанной поверхно-

сти, экономичность и производительность шлифовальной операции.

Научный руководитель НШ: Янюшкин Александр Сергеевич, заведующий кафедрой «Техно-

логия машиностроения», доктор технических наук, профессор, академик МАН ВШ, член-

корреспондент САН ВШ, член международного союза машиностроителей, член Правления техноло-

гов-машиностроителей России. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. В

настоящее время член редакционных советов научных журналов: «Системы. Методы. Технологии»,

"Вестник БГТУ", «Актуальные проблемы в машиностроении», «Обработка металлов». Эксперт Ми-

нистерства образования и науки РФ в научно-технической сфере. Эксперт НИР в области машино-

строения по Красноярскому краю. Почетный доктор ДГМА.

Предисловие: Чтобы определить уровень научной школы необходимо рассмотреть её дея-

тельность как минимум с трёх сторон и оценить вклад полученных результатов в науку, образование

и производство.

С научной точки зрения важными показателями являются уровень современных достижений

и новизна полученных теоретических и экспериментальных исследований отраженных в научных

публикациях, монографиях, защите интеллектуальной собственности, защитах кандидатских и док-

торских диссертаций.

Для реализации образования определяющими показателями являются совершенствование

имеющихся и разработка новых направлений и программ, издание учебников и учебных пособий,

лабораторных практикумов, методик, создание лабораторной базы, подготовки производственно-

технологических баз практик, а также учебно-методического обеспечения преподаваемых дисциплин.

Но основным показателем уровня НШ является её вклад в развитие народно-хозяйственной

деятельности страны, в том числе внедрение полученных научных результатов в производство, кото-

рое можно оценить экономическим эффектом, а также подготовкой и переподготовкой кадров на ос-

нове новейших достижений науки и техники.

История создания научной школы: Истоки создания и развития НШ следует считать период с

приходом в 1974 году на кафедру «Технология машиностроения» ЧГУ им. И.Н.Ульянова

А.С.Янюшкина. В то время кафедру возглавлял д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки

ЧАССР М.Б.Гордон. Им была определена тема исследований электроалмазной обработки с исполь-

зованием алмазных кругов на металлической связке [1]. Первые комплексные исследования алмаз-