Previous Page  231 / 457 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 231 / 457 Next Page
Page Background

Материаловедение, динамика и прочность машин и механизмов

231

Согласно данных ремонтных предприятий, около половины стоимости капитального ремонта

машин приходится на запасные части. Поэтому одним из основных источников снижения себестои-

мости ремонта является сокращение затрат на запасные части. Это может быть достигнуто путем ис-

пользования порошковых композиционных материалов при изготовлении деталей лесных машин [1 -

3]. Благодаря возможности варьирования физико-механическими свойствами порошковых спеченных

композиций их можно использовать как для восстановления малонагруженных деталей машин (ре-

дуктора, транспортеры, насосы, компрессоры), так и применительно к тяжелонагруженным деталям

и узлам машин (шасси лесных автомобилей и тракторов). Анализ достижений современного трибома-

териаловедения позволяет сделать вывод о том, что новые антифрикционные материалы для тяжелых

режимов работы должны иметь гетерогенную структуру и состоять из компонентов, существенно разли-

чающихся по твёрдости. Такому строению в большой степени отвечают композиционные порошковые

материалы, получаемые инфильтрацией медным сплавом каркаса на основе сплавов железа. Процесс

изготовления композиционных материалов довольно сложный и включает целый ряд операций, при ко-

торых формируется структура и фазовый состав, обеспечивающие необходимый комплекс механических

и триботехнических свойств. Механические и триботехнические свойства композиционных материа-

лов, получаемых инфильтрацией медным сплавом каркаса на основе железа, определяются: низкой по-

ристостью, получаемой при высокотемпературной инфильтрации; прочностью каркаса, достигаемой

легированием или микролегированием; морфологией медной фазы, формируемой в процессе изотерми-

ческой выдержки после инфильтрации; составом инфильтрата и его содержанием [3 - 11]. Вместе с тем

сведения о свойствах и структуре композиционных материалов весьма разрозненны и даже противоре-

чивы, отсутствуют данные о систематизированных исследованиях механизма формирования структуры

на всех стадиях получения материала и взаимосвязи ее со свойствами, что сдерживает широкое внедре-

ние таких материалов.

В большинстве случаев инфильтрации подвергают заготовки, изготовленные из порошков

средней дисперсности с преобладающим размером частиц 30 - 150 мкм. Такие материалы достаточно

полно исследованы, теоретически и экспериментально определены параметры технологии и состава

для производства изделий широкой номенклатуры с заданными свойствами. Можно предположить,

что процесс инфильтрации каркасов с порами, размерами менее 1 мкм будет иметь свои особенности,

обусловленные размерными факторами. Это относится к кинетике инфильтрации, процессам взаимо-

действия каркаса и инфильтрата, требованиям к технологическим режимам, размерным изменениям

инфильтрованных изделий, их структуре и физико-механическим характеристикам.

Инфильтрация таких материалов до сих пор не исследована и в настоящее время практически

отсутствуют экспериментальные данные по получению ультрадисперсных композиций на основе же-

леза, получаемых инфильтрацией пористого железного каркаса медью и ее сплавами.

Второй задачей, рассматриваемой данной работе является получение заготовок для инфильт-

рации, разработанные в последние годы, методом, состоящим из формования и специальной термо-

обработки порошковых композиций на основе железа, его оксидов и термореактивных смол, подвер-

гаемых в последующем инфильтрации. Такой подход существенно снижает затраты на оснастку и

технология становится высокоэффективной в условиях мелкосерийного производства, что важно для

ремонтных работ.

Методика экспериментального исследования.

В качестве исходных материалов для полу-

чения заготовок использовались:

- порошок железа марки A100S; изготовитель «Höganäs», Швеция

- порошок оксида железа (II, III) окись Electr Oxide 20 (Fe

3

O

4

), изготовитель «Höganäs», Шве-

ция;

- смола фенолформальдегидная жидкая, марка СФЖ-301Б

- материал инфильтрата – латунь марки Л63.

Технология изготовления образцов описана в работе [3]. На рис. 1. приведена обобщенная

технологическая схема изготовления образцов, которая в зависимости от рецептуры композиций

железный порошок-оксид железа – смола – пластификатор позволяет в широких пределах варьиро-

вать величину пористости и размера пор.

Композиции формовались прямым компрессионным прессованием в бруски размерами

10х10х55 мм.

Все образцы перед инфильтрацией имели один тип структуры из взаимопроникающих карка-

сов:

- из губчатого железа, полученного углеродным восстановлением оксидов железа;

- из частиц железа средней дисперсности.