Previous Page  237 / 457 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 237 / 457 Next Page
Page Background

Материаловедение, динамика и прочность машин и механизмов

237

удельные и погонные нагрузки, необходимые для обеспечения герметичности затворов, определяют-

ся по эмпирическим формулам 60 - летней давности и количественно не связаны с нормами герме-

тичности по ГОСТ Р 54808-2011.

На наш взгляд, в этом случае должны быть разработаны нормативные документы в виде про-

граммных средств, определяющих оптимальное сочетание исходных конструктивных параметров и

усилия герметизации, обеспечивающих заданные нормы герметичности и ресурс. Современная тео-

рия проектирования предполагает генерирование значительного числа вариантов проектируемого

узла для поиска лучших технических решений. Применительно к проектированию затворов ТА это

возможно при математическом описании процесса герметизации, включающем: напряженно-

деформированное состояние в зоне контакта; контактирование шероховатых поверхностей под дей-

ствием сжимающих напряжений; истечение рабочей среды через уплотнительный стык; влияние осо-

бенностей эксплуатации. Решение перечисленных вопросов составляет научную основу для опти-

мального проектирования затворов ТА [1].

Целью исследований является определение оптимального сочетания конструктивных пара-

метров затвора ТА конусного типа при действии среды «под золотник» (рис.1) с начальным контак-

том вдоль линии или вдоль полосы (рис. 2). При

2



имеем плоский затвор.

Исходные данные

на проектирование включают: номинальный диаметр

DN

(или средний

диаметр зоны уплотнения

c

d

); требуемую герметичность



l

G

(для жидкости), или



l

Q

(для газовой

среды); вид герметизируемой среды, ее давление

p

, динамическая вязкость

, температура

Τ

; дейст-

вие среды – «под золотник», «на золотник» или «с разгруженным золотником»; срок службы

**

c

N

циклов «закрыто - открыто», из них

**

c

N

циклов при отсутствии давления под клапаном,

 

1,0



;

другие возможные характеристики и показатели.

Необходимо определить такое сочетание исходных конструктивных параметров, чтобы ос-

новные требуемые свойства

прочность, герметичность и долговечность обеспечивались минималь-

ным усилием герметизации, что обеспечит минимальные массогабаритные характеристики.

Допустим, что каждое из контактирующих тел (выступ седла и золотник) вблизи участка кон-

такта рассматриваем как упругое полупространство. Погонное усилие

l

q

связано с осевым усилием

N

соотношением

.

c

l

d

N q

Общее осевое усилие

N

состоит из суммы

,

p

q

N NN

 

где

q

N

составляющая, необходимая для создания требуемого гидравлического сопротивления

в уплотнительном стыке;

p

N

составляющая, необходимая для компенсации действия среды;

,

4

2

p d N

c

p

следовательно,

.

4

pd

d

N

q

c

c

q

l

При скольжении поверхностей нормальная удельная и касательная нагрузки

,

cos

sin

 

l

ln

q

q

,

ln

l

q q



где

коэффициент трения.

Формулирование пространства исходных параметро

в. При формировании пространства

исходных параметров

i

принимаем

b



1

,

r



2

,



3

;

где





1

1

0

,





2

2

2

,

2

3



,

 

arctg

,

коэффициент трения. Здесь

b

начальная ширина зоны контакта,

r

радиус скругления,

угол конусности.