Актуальные проблемы в машиностроении
. Том 4. № 4. 2017
Технологическое оборудование,
оснастка и инструменты
____________________________________________________________________
57
УДК 629.4
ОЦЕНКА РАБОТЫ ФРИКЦИОННОГО УЗЛА ПОГЛОЩАЮЩЕГО АППАРАТА
А. М. МАРКОВ
1
, доктор техн. наук, профессор
А.В. ГАБЕЦ
2
, канд. техн. наук, директор по развитию
А.В. ИВАНОВ
1
, аспирант
Д.А. ГАБЕЦ
1
, аспирант
(
1
АлтГТУ, г. Барнаул,
2
ООО «АСЛЗ», г. Барнаул)
Иванов А. В. -
656038, г. Барнаул, пр. Ленина, 46
Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
e-mail:
d.lenya.ne@yandex.ruСокращение межремонтного пробега железнодорожных вагонов, вследствие
относительно невысокой эксплуатационной способности отдельных узлов, приводит к
материальным затратам, связанным с простоем и ремонтом. К одним из таких узлов
относится поглощающий аппарат, в состав которого входит особо нагруженный
фрикционный узел. Обеспечение заявленных эксплуатационных характеристик аппарата на
протяжении всего срока службы является важнейшей задачей, которая обеспечивает
правильную работу автосцепного устройства вагона. Однако, вследствие конструктивных
особенностей и эксплуатационных условий, происходит перераспределение силовых
нагрузок по узлам аппарата. Это проявляется в снижении энергоемкости и преждевременном
выходе из строя поглощающих аппаратов. Исходя из этого, актуальным является проведение
послеэксплуатационных исследований и внесение конструктивных изменений, как в
отдельные узлы, так и в аппарат в целом. В ходе работ были определены основные причины
снижения эксплуатационных характеристик аппарата и причины его выхода из строя. Также
даны рекомендации по улучшению конструкции, обеспечивающие перераспределение
нагрузок на узлы аппарата и повышение его надежности.
Ключевые слова:
поглощающий аппарат, фрикционный узел, металлокерамика,
железнодорожный вагон, демпфирование, трение, износ, контактные нагрузки
Введение
Поглощающий аппарат ПМКП-110 класса Т1 – высокоэффективный амортизатор
удара, предназначенный для защиты грузовых вагонов широкого назначения от продольных
нагрузок (рис. 1).
Аппарат разработан на базе серийно выпускаемого поглощающего аппарата ПМК-110
К-30, в котором вместо пружинного комплекта используется подпорно - возвратное
устройство, представляющее собой комплект полимерных упругих блоков.
Аппарат работает следующим образом. При маневровых соударениях вагонов и в
процессе движения поезда воздействие через упорную плиту приводит к перемещению
конуса нажимного 5 и клиньев 4 внутрь аппарата, сжимая через опорную пластину 6
комплект упругих элементов 7 и 8. При этом клинья 4 прижимаются к пластинам
неподвижным 2 и перемещаются по ним со значительным трением. После хода, равного 20