Actual Problems in Machine Building. 2016. N 3
Innovative Technologies
in Mechanical Engineering
____________________________________________________________________
54
УДК 621.791:624
ВЛИЯНИЕ НИКЕЛЯ И УГЛЕРОДФТОРСОДЕРЖАЩЕЙ ДОБАВКИ
НА СТРУКТУРУ И СВОЙСТВА НАПЛАВЛЯЕМОЙ СТАЛИ 25Х5ФМС
*
Н.А. КОЗЫРЕВ, доктор техн. наук, профессор
Н.В. КИБКО, канд. техн. наук, ст. преподаватель
А.А. УМАНСКИЙ, канд. техн. наук, доцент
Д.А. ТИТОВ, аспирант
(СибГИУ, г. Новокузнецк)
Козырев Н.А.
– 654007, г. Новокузнецк, ул. Кирова, 42,
Сибирский государственный индустриальный университет,
e-mail: Kozyrev
_ na@mail.ruОпределено влияние использования углеродфторсодержащей добавки и никеля на
параметры микроструктуры, объемную долю аустенита остаточного, твердость и абразивный
износ наплавленного слоя, микротвердость мартенсита порошковой проволоки 25Х5ФМС.
Введение углеродфторсодержащей добавки способствует снижению уровня оксидных
неметаллических включений, устраняет ферритную составляющую, не изменяя при этом
уровень дисперсности и микротвердость мартенсита, повышает твердость и уменьшает
абразивный износ наплавленного слоя. Введение в состав проволоки никеля, измельчает
зерно аустенита, способствует образованию мелкодисперсных карбидов, снижает скорость
истирания наплавленного слоя, а также повышает микротвердость мартенсита и твердость
наплавленного слоя, что должно привести к повышению термической стойкости прокатных
валков.
Ключевые слова:
cварка, флюс, металл, шлак, порошковые проволоки, наплавка,
микротвердость, твердость, скорость истирания.
Введение
Повышение работоспособности прокатных валков электродуговой наплавкой является
важнейшим резервом увеличения производства проката и экономии металла за счет
продления срока службы валков. В отечественной металлургии накоплен значительный опыт
по восстановлению наплавкой прокатных валков сортовых, трубных, заготовочных и
листовых станов.
Рабочие валки станов горячей прокатки работают в условиях циклического
термомеханического воздействия и основными причинами выхода валков из строя является
образование на их поверхности трещин разгара и износ [1 – 3].
Для наплавки валков горячей прокатки традиционно применяются наплавочные
материалы Нп-30ХГСА, Нп-35В9Х3СФ, Нп-25Х5ФМС, Нп-30Х4В2М2ФС [4, 5]. В
настоящее время их ресурс практически исчерпан и активно ведутся разработки новых
составов порошковых проволок.
*
Работа выполнена в СибГИУ в рамках проектной части Государственного задания Минобрнауки РФ №
11.1531.2014/к. При испытании, исследовании, измерении было использовано оборудование Центра
коллективного пользования «Материаловедение» СибГИУ.