Актуальные проблемы в машиностроении. 2016. №3
Технологическое оборудование,
оснастка и инструменты
____________________________________________________________________
197
Выводы
На основании проведенных расчетов следует, что выпускаемые производите-
лями пружины из стали 55С2 ГОСТ 14959-79 для тележки модели 18-100 и ее анало-
гов заведомо обладают низким запасом по прочности. Так как на качество пружин
влияет материал и качество изготовления пружины, то применение стали 55С2 в
пружинах рессорного подвешивания является нецелесообразным как для заводов из-
готовителей, так и для потребителей, эксплуатирующих вагоны. При этом ГОСТ
1452-2011 разрешает применение пружинных сталей не только по ГОСТ 14959-79, но
и других сталей, обладающих свойствами не хуже чем у стали 55С2.
Исходя из этого, для изготовления пружин рессорного комплекта можно реко-
мендовать применение стали марки 60С2ХФА по ГОСТ 14959-79, обладающей до-
пускаемым напряжением среза =1050 МПа при первом режиме и =800 МПа при
третьем режиме нагружения [6].
Применение стали 60С2ХФА позволит повысить запас прочности пружин на
первом режиме нагружения на 39% и на 23% на третьем для обоих типов пружин
рессорного комплекта грузовых тележек.
Список литературы
1. Оценка износа фрикционного клина узла гашения колебаний тележки
грузового вагона / А.В. Габец, И.В. Левкин, М.В. Сапетов, А.В Семенов //
Ползуновский вестник. – 2015. – № 4, т. 1. – С. 16–18.
2. Методика регулируемой термообработки литых деталей / Е.О. Чертовских,
Д.А. Габец, А.М. Марков, А.В. Габец // Машиностроение: сетевой электронный
научный журнал. – 2015. – Т. 3, № 4. – С. 48–52.
3. Вагоны: учебник для вузов железно-дорожного транспорта / Л.А. Шадур,
И.И. Челноrов, Л.Н. Никольский, Е.Н. Никольский, В.Н. Котуранов, П.Г. Проскурнев,
Г.А. Казанский, А.Л. Спиваковский, В.Ф. Девятков; под ред. Л.А. Шадура. – М.:
Транспорт, 1980.
4.
Габец А.В., Гавриков Д.В
. Совершенствование конструкции подклиновой
пружины узла гашения колебаний тележки грузового вагона средствами 3D-
моделирования [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона. – 2015. – № 4. –
URL:
ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p2y2015/3450(дата обращения: 21.03.2016).
5. Нормы для расчета и проектирования вагонов железных дорог МПС колеи
1520мм (несамоходных). – М.: ГосНИИВ–ВНИИЖТ, 1996.
6. Патент на полезную модель № 152365. Наружная подклиновая пружина
тележки грузового вагона / А.В. Габец, Д.В. Гавриков. – Опубл. 26.09.2014.