Актуальные проблемы в машиностроении. 2015. №2
Материаловедение
в машиностроении
____________________________________________________________________
411
От физико-механических свойств материала колпака скользуна во многом зависит
долговечность и величина межремонтного пробега грузового вагона. Материал колпака
должен обеспечивать его высокие прочностные и трибологические свойства при тяжелых
условиях эксплуатации.
В настоящее время широко используются два типа колпаков:
-
литой, изготовленный из сталей: 20ГЛ, 20ГФЛ (ГОСТ 977-88);
-
штампосварной, из сталей: 09Г2С, 09Г2Д, (ГОСТ 1928-89).
Используемые материалы для изготовления колпака скользуна не в полной мере
обеспечивают требуемый уровень эксплуатационных характеристик, а это приводит к
сокращению нормативного межремонтного пробега грузового вагона.
Одним из наиболее перспективных вариантов модернизации тележки является
использование более износостойких сплавов Fe-C. Альтернативным материалом для замены
существующих не обеспечивающих требования по износу и циклической стойкости может
стать износостойкий чугун ЧМН-35М [2].
Износостойкие чугуны обладают улучшенным комплексом основных физико-
механических и служебных свойств, меньшей склонностью к разрушению, а также более
высоким уровнем сопротивления ударного и длительного циклического воздействия.
В результате выполнения комплекса исследований по выплавке и оценке основных
характеристик была разработана новая композиция чугуна для отливки деталей тележки
грузового вагона. При выпуске расплав дополнительно обрабатывается комплексным
модификатором, содержащим цирконий, барий, кальций и алюминий
Разработана новая марка чугуна условной марки ЧМН-35М, химический состав и
механические свойства которого приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Химический состав чугуна марки ЧМН-35М
Таблица 2
Механические свойства чугуна марки ЧМН-35М
По результатам исследования образцов чугуна, полученного при легировании
синтетического серого чугуна марки CЧ35 никелем и молибденом, c последующей
обработкой расплава модификатором «Z-GRAPH®T», установлено, что чугун марки ЧМН-
35М обеспечивает заданные параметры по химическому составу, механическим свойствам и
структуре.
При этом средний показатель временного сопротивления на разрыв составил свыше
380 Н/мм
2
при средней твердости 285 НВ.
Микроструктуру чугуна для колпака скользуна исследовали на шлифах,
изготовленных из рабочей поверхности. Исследование приводилось на инвертированном
микроскопе при увеличениях х100 и х500. Просмотр шлифов, в нетравленом виде, позволил
идентифицировать графитную фазу (рис. 2 а).
Марка
чугуна
Массовая доля элементов, %
С Si
Mn
Мо
Ni
Сr
Cu P S
не более
ЧМН-35М 2,5÷2,8 1,3÷1,5 0,7÷1,0 0,6÷0,9 0,5÷0,8 ≤0,3 ≤0,3 ≤0,2 ≤0,1
Марка
чугуна
Временное сопротивление при
растяжении, МПа, (кгс/мм
2
), не
менее
Твердость по Бринеллю
не менее
не более
ЧМН-35М
350 (35)
250
300