Actual Problems in Machine Building. 2015. N 2
Technological Equipment, Machining
Attachments and Instruments
____________________________________________________________________
300
разработаны специальные вездеходы-амфибии (СВА). Примером использования СВА явля-
ются арктические экспедиции и санно-транспортные поезда с тракторной тягой, перевозящие
до 70 тонн груза в прицепных санях.
Транспортные системы на базе СВА должны обладать способностью эффективной
работы при температуре до -60
С при обеспечении комфортных условий управления и про-
живания экипажа и пассажиров в экстремальных условиях Арктики. В связи с большими га-
баритами и массами СВА должны быть обеспечены собственными системами выживания и
вытаскивания из льдов без посторонней помощи. В летнее время СВА, имеющие положи-
тельную плавучесть должны перевозить грузы по руслам малых и больших рек с водным ре-
гистром «О», причём глубина малых рек может составлять до 0.5 м. Нагрузки на единицу
площади снежного покрова или льда будут минимальны и позволят транспорту легко пере-
мещаться по тонкому речному льду (толщиной не менее 0.3 м), а удельное сопротивление
при движении будет не выше, чем у лыжника или конькобежца. Уникальная движительная
система, расположенная на каждой платформе, создаёт эффективное тяговое усилие как со
снеголедяными дорогами, так и по открытой воде [3]. Использование современных систем
связи и навигации позволит эффективно передвигаться по проложенным маршрутам в север-
ных широтах в автоматическом режиме при абсолютном отсутствии видимости.
Современный уровень развития науки и техники позволяет создать современные сан-
но-транспортные поезда на основе СВА различной грузоподъёмности отвечающие требова-
ниям Арктических перевозок России.
Результаты и обсуждение
Транспортный комплекс СВА состоит из транспортных блоков, установленных на
понтонно-лыжные базы (рис. 2), при этом основная полезная нагрузка сосредоточена на пон-
тонах, дополнительно, возможно использовать конструкцию понтон как танки для перевозки
топлива. Движительные системы – колёса, оснащённые грунтозацепами и специальными ре-
Рис.1.
Река Нижняя Чунку, одна из возможных транспортных магистралей