Table of Contents Table of Contents
Previous Page  74 / 146 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 74 / 146 Next Page
Page Background

Actual Problems in Machine Building. Vol. 4. N 4. 2017

Technological Equipment, Machining

Attachments and Instruments

____________________________________________________________________

74

УДК 620.192.4

ПРИЧИНА И ПРОФИЛАКТИКА ОТКАЗОВ СВАРНЫХ БАЛЛЕРОВ

ВИНТО-РУЛЕВЫХ КОЛОНОК

А.О. ТОКАРЕВ, доктор техн. наук, профессор

И.Г. МИРОНЕНКО, доктор техн. наук, профессор

Е.С. ФЕДОТОВА, аспирант

(СГУВТ, г. Новосибирск)

Токарев А.О.

- 630099, г. Новосибирск, ул. Щетинкина, 33,

Сибирский государственный университет водного транспорта,

e-mail:

aot51@ngs.ru

Проведён анализ причин частых поломок полых, собранных сваркой валов –

баллеров, служащих для поворота винторулевой насадки судна типа «Балт Флот».

Баллер состоит из средней части, изготовленной из бесшовной трубы, прокатанной из

стали 35 (0,32 – 0,39% углерода). По концам полого вала располагаются износостойкие

шлицевые втулки, приваренные стыковыми швами. Материал втулок – легированная сталь

42 Cr Mo (С - 0,38 – 0,45%; Si - 0,17 – 0,37%; Mn - 0,50 – 0,80%; Cr - 0,90 – 1,20%; Mo - 0,15 –

0,25%).

Установлено, что поломки произошли вследствие несплавления сварного шва с

основным металлом. Фактором, способствующим распространению трещин, которые

вызвали непровары, явилось наличие закалочных структур в зоне термического влияния

сварного шва. Трещины возникшие на поверхностях разделки сварного шва

распространяются в направлении наибольших механических напряжений, двигаясь по

границам дендритных зёрен сварного шва. Предложены меры по устранению несплавления,

это сварка полого вала в предварительно подогретом состоянии и последующий отжиг.

Ключевые слова :

винторулевая колонка, вертикальный вал, авария, микротрещина,

сварной шов, микроструктура, зона термического влияния сварки.

Введение

К материалу деталей сложных технических устройств часто предъявляются сложные

противоречащие один другому требования. Например, сочетание высокой конструктивной

прочности, надёжности в сложных условиях эксплуатации с высокой износостойкостью по-

верхности. Такие требования предъявляются к баллеру винторулевой колонки судна. Винто-

рулевой колонкой (ВРК) называют средство управления судном. Винто - рулевая колонка

представляет собой навешенный на корму судна движитель. Концепция ВРК обладает рядом

преимуществ по сравнению с традиционным пропульсивным комплексом [1 - 4]. Длина ма-

шинного отделения (МО) может быть сокращена на 2О÷ЗО%. Это достигается за счёт корот-

кого валопровода, отсутствия дополнительного редуктора (роль редуктора выполняет ВРК),

а также вследствие того, что гребные винты могут быть расположены дальше в корме ввиду

отсутствия рулей. Укороченное МО позволяет увеличить объём грузовых трюмов. Масса

пропульсивного комплекса с использованием ВРК ниже традиционного на 20÷30 %.

Баллер – полый вал, вращающий весь этот пропульсивный комплекс (рисунок табли-

цы 1), должен обеспечивать надёжность устройства активного управления в сочетании с вы-

сокой износостойкостью внутренних шлицевых соединений, передающих крутящий момент

на рулевое устройство.