Table of Contents Table of Contents
Previous Page  33 / 146 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 33 / 146 Next Page
Page Background

Актуальные проблемы в машиностроении

. Том 4. № 4. 2017

Инновационные технологии

в машиностроении

____________________________________________________________________

33

Теория

Причина возникновения коррозии заключается в термодинамической неустойчивости

металлов и в процессе, протекающем на границе раздела металл-газ или металл-жидкость.

Реальная скорость коррозии определяется многими факторами: состоянием поверхности

металла, особенности его структуры, температурой, составом и скоростью движения

коррозионной среды, механическими напряжениями.

Большинство металлов окисляется кислородом воздуха с образованием

поверхностных оксидных пленок. Однако в силу незначительной толщины этих пленок не

обеспечивается надежная защита от коррозии. Возможно создание на поверхности металла

искусственной пленки в результате химической обработки [2-3].

В качестве наносимого защитного покрытия в данной работе было предложено

использовать эпиламирующий состав 6 СФК – 182 – 05.

Защитное действие эпиламирующего покрытия может быть обусловлено

сплошностью нанесенного слоя и хорошей адгезии эпилама с обрабатываемой

поверхностью, в результате чего обеспечивается механическая изоляция поверхности

металла от внешней среды.

Основным структурным элементом всех эпиламирующих композиций являются

фторсодержащие поверхностно-активные вещества (фтор-ПАВ), которые представляют

собой фторполимеры, не имеющие аналогов в природе и синтезируемые искусственным

путём.

Механизм действия эпиламирующего состава заключается в формировании тонкого

слоя перпендикулярно ориентированных к обрабатываемой поверхности молекул фтор-ПАВ

за счет хемосорбционных сил. В результате на рабочей поверхности молекулы образуют

структуры Ленгмюра в виде нормально направленных спиралей. Именно спирали Ленгмюра

позволяют удерживать смазочные среды на поверхности детали, тем самым предотвращая

эффект сухого трения.

Наносить данные покрытия можно различными способами: распылением в камерах,

окунанием, нанесение кистями или тампоном, и т.д. [4 - 8].

Методы коррозионных исследований и испытаний подразделяются на: лабораторные,

полевые и натурные. Лабораторный метод заключается в создании искусственных условий

протекания коррозии и является ускоренным.

Для оценки последствий действия коррозии используются прямые показатели

коррозии: доля поверхности, занятая продуктами коррозии; количество коррозионных язв

или точек на единице поверхности; время до появления первого очага коррозии; убыль или

увеличение массы, отнесенные к единице поверхности [1 - 3].

Методика экспериментального исследования

В качестве материала исследования была выбрана конструкционная сталь 45 (HB

170). Образцы цилиндрической формы перед испытаниями шлифовались до Ra 0,8 мкм.

На образцы наносилось однослойное покрытие по следующей технологии:

1) очистка образцов в моющей среде со следующими компонентами:

тринатрийфосфат – 150 г, каустическая сода – 15 г, дистиллированная вода – 1 л, в течение

10-15 минут;

2) промывка образцов в дистиллированной воде, в течение 10-15 минут;

3) обезжиривание в спирте;

4) окунание в эпиламирующий состав (6 СФК – 182 – 05) на 8-10 минут;

5) сушка на воздухе;

6) выдержка при температуре 120 ˚С в течении 1,5 часов в сушильном шкафу [4].